Низкобелковые диеты оказывают невероятное влияние на здоровье и продолжительность жизни грызунов, плодовых мушек и дрожжей.
Новое исследование, проведенное на мышах, позволило выявить один гормон, который необходим для этих удивительных антивозрастных эффектов.
Этот гормон называется фактор роста фибробластов 21 (FGF21), и он выделяется печенью.
В последние годы исследования показали, что FGF21 реагирует на ограничение белка у мышей-самцов, улучшая энергозатраты и толерантность к глюкозе при снижении массы тела.
Теперь та же группа исследователей обнаружила, что FGF21 необходим и для антивозрастного эффекта.
«Действительно, мыши с дефицитом FGF21 не только устойчивы к [полезным] для здоровья эффектам [ограничения белка], но и демонстрируют раннюю потерю веса, повышенную хрупкость и сокращение продолжительности жизни при питании низкобелковой диетой», — пишут авторы.
Новые результаты свидетельствуют о том, что эффект ограничения белка, способствующий долголетию, зависит от одного гормона, который присутствует и у людей.
Роль FGF21 в нашем организме такая же, как у мышей, пока неясна, но исследования на людях показывают, что диеты с низким содержанием белка и высоким содержанием углеводов могут иметь схожие преимущества для метаболического здоровья. Эти макронутриенты также влияют на циркулирующий FGF21.
Исследования на мышах помогают ученым лучше понять роль, которую этот гормон играет в организме.
Когда у мышей-самцов вырубили ген FGF21, а затем кормили их низкобелковой диетой, естественная продолжительность их жизни сократилась по сравнению с нормальными мышами, которых кормили той же диетой.
Мыши без гена FGF21 в целом росли более крупными и менее худыми. По словам исследователей, они «полностью утратили» толерантность к глюкозе. Когда эти мыши начали естественным образом стареть, они также начали терять вес гораздо раньше, становясь хрупкими быстрее, чем те, у кого ген FGF21 не поврежден.
Даже невооруженным глазом исследователи отмечают, что взрослые мыши, вырабатывающие FGF21, выглядели более здоровыми и физически крепкими при длительном соблюдении низкобелковой диеты. Их шерсть не была такой облезлой или пятнистой, как у мышей без гена FGF21.
Короче говоря, полученные результаты свидетельствуют о том, что ограничение белка уменьшает хрупкость у нормальных мышей с возрастом, и что этот процесс контролируется сигнальным путем FGF21.
У FGF21 много ролей, но известно, что он регулирует потребление сахара, и то, как этот гормон реагирует на определенные макронутриенты, оказывает влияние на мозг.
Предыдущее исследование тех же авторов показало, что длительные низкобелковые диеты усиливают активацию FGF21 в мозге мышей, заставляя людей выбирать продукты с низким содержанием жира и углеводов и высоким содержанием белка, когда им предлагается несколько вариантов.
«Наши данные свидетельствуют о том, что FGF21 разговаривает с мозгом, и что без этого сигнала мышь не «знает», что она ест низкобелковую пищу. В результате мышь не может адаптивно изменить свой метаболизм или пищевое поведение», — объясняет нейробиолог Кристофер Моррисон из Университета штата Луизиана.
Полученные результаты дают возможное объяснение тому, почему ограниченное потребление белка может увеличить продолжительность жизни мышей. Но важно отметить, что это исследование было посвящено только самцам. Самки мышей могут не так сильно реагировать на подобную диету.
Тем не менее, исследование является первым, в котором выявлен один гормон, контролирующий благотворное влияние низкобелковой диеты.
Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.
Оригинал earth-chronicles.ru