Я очень стараюсь не судить о других культурах и избегать использования термина «странный» при их обсуждении. В конце концов, «странный» — понятие субъективное. Например, я уверен, что если бы мне пришлось объяснять религиозные обряды кому-то незнакомому с ними, это звучало бы монументально странно.
«Подождите, они едят хлеб, но на самом деле это чье-то тело? Как человеческая плоть? Потом вы пьете вино, но это кровь? Это что, культ вампиров? И ты хочешь сказать, что этот парень умер, вернулся к жизни и позволил кому-то ткнуть пальцем в дырки в его руках? Что? Странно.»
Я могу услышать о практике других религий и других культур и отреагировать на это рефлекторно. Я могу посмотреть на YouTube видео, как люди катаются на лодках по Гангу в Варанаси, смотрят на горящие тела — и при этом стараюсь не осуждать.
Поэтому я стараюсь корректировать свой мозг, когда слышу что-то о другой культуре. Я стараюсь учитывать все эти переменные и избегать слова «странный».
Но, несмотря на это… это произведение искусства действительно чертовски странно.
Фреска
Эта картина представляет собой фреску: краска наносится на влажную штукатурку. Она была найдена на нижней части стены, соединяющей колонны перистиля. Для тех, кто не знает, перистиль — это что-то вроде крыльца с колоннами. Их много вокруг внутренних дворов домов в Помпеях.
Не домов «обычных людей», заметьте. Я имею в виду богатые дома. Этот конкретный дом известен как «Дом врача». Как и почти все здания в Помпеях, почти все, что представляет интерес, было вывезено. Статуи исчезли, мозаики вывезены, фрески вырезаны из стен.
И практически ничего из этого не было заменено копиями. На самом деле меня это очень злит. Не поймите меня превратно. Просто вы заходите в эти руины, а они голые, и вы знаете, что они пытаются защитить эти вещи, но вы не понимаете, почему они не могут поставить копии, и как будто весь город был разграблен…
Да, в Помпеях есть такие фрески, сюжеты которых для нашего времени очень «непристойные», но ведь это наша история — история Человечества, какой бы она не была. Тем более, что таких непристойных сюжетов немного, а с глаз людей убраны вообще все фрески.
Итак, эта конкретная фреска выставлена в Национальном археологическом музее в Неаполе. Вы будете бродить вокруг, рассматривая маленькие сценки с римскими богинями, или пекарню, продающую хлеб, или, может быть, поэта, пишущего на свитке свое последнее произведение.
А потом вот это.
Я даже не знаю, с чего начать. Похоже, что это пигмей, использующий палку, чтобы тыкать в бегемота с лошадиными ногами. Еще один едет верхом на, похоже, диметродоне. А еще есть парень, бросающий картофелину в дракона комодо.
Оказывается, это так называемая «нилотическая сцена». То есть, сцена, изображающая жизнь на реке Нил. Я бывал на Ниле и никогда не видел ничего похожего на этот «сон в бреду». Ну, если не считать парня в Луксоре, который утверждал, что у него есть такси на Западном берегу, но на самом деле оно принадлежало его брату, потом выяснилось, что они вовсе не братья, а враждуют, и мне пришлось провести следующие три дня, уклоняясь от этого парня, чтобы не платить двум парням за работу одного, когда я должен был просто отдать все человеку, который на самом деле владел такси. За исключением тех случаев, когда его там не было, а за рулем сидел его «сын». Который, вероятно, вовсе не был его сыном.
На этой «нилотской сцене» изображены пигмеи. Один из них сидит на спине бегемота и колет его копьем. Два других пигмея находятся в лодке, одного из них пожирают.
Два светлокожих находятся в воде и, предположительно, плавают — хотя один, на мой взгляд, выглядит мертвым. Предположительно, это «Карпи», как маленькие нильские боги.
Затем пигмеи управляют кораблем, а другие пигмеи сражаются с крокодилами и укрощают их.
Да, это крокодилы. Я могу только предположить, что художник (и, вероятно, владелец дома) не видел настоящего крокодила. Я знаю, что некоторые люди в Древнем Риме видели, поэтому я представляю, как неловко было бы, если бы к нам зашел гость, встретивший крокодила, и ему пришлось бы решать, стоит ли что-то говорить.
Я бы, наверное, не стал. В зависимости от того, насколько хорошо я знаю этого человека. Думаю, это было бы похоже на то, как если бы у кого-то была козявка в носу или ценник, висящий сзади на рубашке. Вежливо было бы избавить их от будущего смущения, но сам факт указания на это сам по себе смущает. Для обеих сторон.
Владелец дома в Помпеях нанимает художника, который рисует фреску с гномами (пигмеями), но который в жизни не видел крокодилов? Ну — ок, может так и было. Ведь если это не пигмеи и не крокодилы, тогда возникает более сложный вопрос — что это вообще такое?!
Рим и Египет
В 31 году до н.э. Октавиан — племянник Юлия Цезаря, который впоследствии стал Августом, первым римским императором, — победил объединенные силы Марка Антония и Клеопатры в битве при Актиуме. Это была кульминация самого исторически значимого любовного треугольника в истории человечества. Ну… это упрощение. И наверняка в реалити-шоу есть не менее плохие любовные треугольники, я уверен.
В любом случае представьте себе следующее: битва при Актиуме, невероятно масштабное морское сражение у западного побережья Греции. Сотни галер. Катапульты-баллисты, пробивающие дыры в кораблях. Щепки дерева, поражающие людей. Солнце закрыто стрелами. Машины, стреляющие гарпунами, захватывающие корабли и подтягивающие их достаточно близко, чтобы взять на абордаж. Полностью закованные в броню солдаты рубят друг друга на палубах.
Корабли горят. Воздух густой от дыма. Глаза горят. Крики людей. Люди прыгают за борт, их тащат под воду, пытаясь снять с них доспехи.
Конечный результат: Октавиан марширует в Египет. Марк Антоний закалывает себя и умирает. Клеопатра убивает себя укусом змеи. Октавиан убивает сына Клеопатры от Юлия Цезаря, закрепляя свои права на престол.
Рим правит Египтом.
Для большинства людей в Египте все продолжалось более или менее по-старому. Конечно, были изменения, но в целом Рим, как правило, позволял людям заниматься своими делами до тех пор, пока они не создавали проблем.
Тем не менее, египтяне не имели в Римской империи такого же статуса, как другие. В отличие от греков, я думаю, многие римляне считали египтян слишком «другими». Вот опять это слово: «странный». Римляне считали египтян странными. Не всех, не обязательно в расистском или унизительном смысле, и не всегда, но иногда.
Итак, вот мы и здесь: Помпеи. Примерно через 150 лет римского владычества в Египте кто-то рисует во дворе своего дома сценки с маленькими египетскими пигмеями.
Война пигмеев
Итак, давайте разберемся с одной вещью: пигмеи существуют на самом деле. Это реально существующие этнические группы, состоящие из людей ростом ниже среднего. Существует много споров о причинах этого, но большинство сходится на том, что это может быть связано с недостатком солнечного света под пологом леса, или недостатком питания, адаптацией к жаре и влажности, и так далее.
Пигмеи встречаются по всему миру. В Африке они в основном в центральной части: в бассейне реки Конго.
Были пигмеи и в Древнем Египте, хотя, похоже, они пришли из района бассейна Конго — их привозили в качестве пленников, где они танцевали на вечеринках. Были и гномы, но это совсем другое.
Конечно же, весь остальной мир должен был слышать об этих пигмеях. И появляются «Сказки пигмеев». Они восходит к Гомеру. Вы его помните, да? Одиссей, Троянская война, ля-ля-ля. Да, я читал Гомера.
Это из «Илиады»:
«Собравшись вместе под предводительством своих вождей, троянцы двинулись вперед с криками и шумом, шумом, подобным птицам, журавлям в небе, летящим от зимней бури и нескончаемого дождя, несущимся к потокам Океана, несущим шум смерти и разрушения племенам пигмеев, несущим зло и раздор на рассвете».
Итак, он сравнивает троянское наступление с журавлями, нападающими на пигмеев. Что… да. Странно.
Это, вероятно, самая известная история о пигмеях номер один, и она явно восходит по крайней мере к греческим Темным векам. Пигмеи маскируются под баранов, ездят на баранах или козлах. Они организуют маленькие военные операции, чтобы напасть на журавлей, разбивая их яйца и поедая их птенцов, предположительно в качестве превентивного нападения, чтобы защитить себя и свои посевы.
Существует целое царство древних исследований, посвященных пигмеям и журавлям. Кажется, что многие пытались определить, что было правдой, а что вымыслом. Аристотель писал о миграции журавлей, а о пигмеях сказал:
«…ведь они не миф, но действительно существует вид, который, как сообщается, невелик — и люди, и их лошади, — и они проводят свою жизнь в пещерах».
Греческий историк Геродот называл их «маленькими людьми ростом меньше обычного». Даже Плиний Старший подробно писал о пигмеях.
Это можно продолжать и продолжать, но я думаю, вы уловили суть. Пигмеи действительно существовали, а еще был древнегреческий миф о пигмеях ростом в полтора метра, сражающихся с журавлями.
Оригинал earth-chronicles.ru