«Пой, о муза, о человеке многоумном…».
Первая строка «Одиссеи» начинается, как и многое в древней литературе, с обращения к музам или богам. Это была обычная практика — просить, благодарить и умолять потусторонние силы о вдохновении и руководстве в написании и рассказывании историй.
Сами музы обычно делятся на два разных поколения: «Старшие» и «Младшие». Младшие музы, пожалуй, более известны, поскольку их часто изображали на горе Олимп или в компании Диониса и Аполлона. Истории, музыка и танцы были частью их развлекательного репертуара, они выступали в радости и в печали, так как, по преданию, присутствовали даже на похоронах Ахилла и Патрокла, оплакивая умерших и их почести при жизни.
Именно к младшим музам, как называл их Гесиод в своей «Теогонии», принадлежала Каллиопа, муза красноречия и эпической поэзии. Каллиопа была старшей из муз, родившихся от Зевса и Мнемосины (богини памяти), предположительно зачатой в первую ночь супружества. Каллиопа также была матерью Орфея, отцом которого был фракийский царь Ойагрос, который своим пением заставлял «двигаться камни и деревья».
Каллиопа обычно изображается с лирой, скрижалью или стилусом, что символизирует ее письменные и словесные таланты. В сказках она обычно появляется не одна, а со своими сестрами, дополняющими друг друга.
Каллиопа, будучи музой красноречия, естественно, тесно связана с миром смертных. Говорят, что именно она наделила царей способностью говорить изящно и властно, когда они были еще младенцами, помазав их губы медом. Таким образом, когда младенцы вырастали, они могли «произносить истинные суждения» и «скоро мудро заканчивали даже великую ссору» (Гесиод, «Теогония», 75).
Изображения в искусстве
Поскольку музы в целом были невероятно влиятельны в мире смертных и богов, неудивительно, что они были подробно изображены в классическом искусстве. Каллиопа, считавшаяся старшей, музой, стоявшей во главе своих сестер, была популярной темой. Она изображена на десятках афинских ваз с красными фигурами, мозаиках и скульптурах.
Одно из известных изображений — на вазе Франсуа, большом аттическом кратере с волютой, изготовленном художником Эрготимосом около 570 года до нашей эры. Вы можете увидеть ее имя на верхнем брюхе вазы рядом с двумя лошадьми, Зевсом и Уранией, с которой Каллиопа возглавляет процессию. Остальные 7 муз изображены позади Зевса. Если смотреть на вазу фронтально, Каллиопа занимает интересную позицию доминирования.
В более позднем искусстве, например, на картине Шарля Мейнье 1798 года, Каллиопа изображена как непосредственный вдохновитель гомеровских эпосов. Хотя она не названа конкретно при открытии эпосов — просто общее слово «муза» используется для вызова неземного царства — Каллиопа является самой древней, самой известной и ассоциируется с красноречием, что делает вероятным, что именно она была предполагаемой музой.
Другие изображения Каллиопы изображают ее в знакомом нам классическом стиле: струящиеся одежды, скрижаль или письменный прибор, строгий, но безмятежный лик.
В целом, 9 муз продолжают рассматриваться как единое целое, действующее ради достижения общей цели. Однако Каллиопа представлена и почитается как одна из самых выдающихся муз, несомненно, благодаря тому, что она тесно связана с гомеровскими эпосами и подвигами вождей. Она действует непосредственно за кулисами, никогда не находясь вдали от действия.
Оригинал earth-chronicles.ru