Если обратиться к прошлому, то в анналах истории можно найти немало необычных и неординарных смертей, причем некоторые из них более знамениты, чем другие.
Хорошо известно, что Аттила Гунн, монгольский военачальник-мародер, умер от кровотечения из носа, а Адольф Фредерик Шведский умер от удара, случившегося после чересчур сытного обеда из омаров, икры, кислой капусты, копчёной сельди, кабачкового супа, четырнадцати пшеничных булочек с начинкой, тёплого молока и шампанского.
Менее известной, но столь же необычной была смерть Клауса Штёртебекера, немецкого пирата XIV века, чья удивительная обезглавленность и пронзенный шипами череп до сих пор занимают почетное место в пантеоне немецкой национальной мифологии.
Клаус Штёртебекер родился в 1360 году в северогерманском городе Висмар. О ранней жизни этого неуловимого разбойника известно немного, кроме случая, произошедшего в 1380 году, когда двое мужчин, один из которых носил имя Николау Штёртебекер, были изгнаны из Висмара после жестокой потасовки.
Этот инцидент был характерен для непокорного корсара, который также прославился своими пьяными подвигами. Его второе имя, Штёртебекер, можно перевести с немецкого как «до дна наполненная мензурка», и указывает на легендарные навыки пирата пить и его способность прикончить 4-литровый стакан пива за один глоток.
Штёртебекер был также известным мародером, а с 1389 года возглавил группу жадных пиратов, известных как «братья Виталин» или «Братья Виктуал», которые в течение следующего десятилетия сеяли хаос на волнах Балтийского моря.
Штёртебекер получил свой первый успех в качестве лидера «Братьев Виктуал», группы голодных каперов, рыскавших по Балтийскому морю в 1390-х годах.
Первое упоминание о «Братьях-жертвах» относится к 1389 году, когда городской совет Дерпта ответил на письмо Реваля, который жаловался, что они продали корабли «де виталиенбруде». Возмущение Реваля, вероятно, было вызвано тем фактом, что «Братья-виктуалисты», возможно, уже в то время были заметны на Балтийском море и имели сомнительную репутацию как недоверчивого профессионального наемного войска, так и мародерской шайки пиратов. В 1390 году Финансовая палата Гамбурга сообщила, что для борьбы с «виталианцами» была отправлена целая армада кораблей.
Работа Штёртебекера в немецком королевском доме Мекленбург остается наиболее документированным периодом его жизни. После смерти Вальдемара IV Аттердага, короля Дании с 1321 по 1375 год, началась борьба за датский и шведский престол между дочерью покойного короля, королевой Норвегии Маргаритой, и королем Швеции Альбрехтом III, который также был сыном герцога Мекленбургского, находившегося в Германии. Используя свои морские порты в Висмаре и Ростоке, Альбрехт III начал нанимать каперов с явной целью преследовать и уничтожать датские корабли в Балтийском море в надежде, что королева Маргарита откажется от своих претензий.
В 1392 году, во время одной из таких вербовок, Штёртебекер и его люди были наняты немцами и быстро приступили к работе. Их первая крупная миссия состоялась в 1394 году, когда им было приказано снабжать осажденный Стокгольм припасами. За это их назвали «виктуал-братьями», что происходит от латинского слова victualia, означающего продукты питания или провизию.
Современное свидетельство францисканского монаха Детмара, написанное в 1395 году, показывает, что Стёртебекер опустошил Балтийское море. Он сообщал, что своими действиями братья-виктуалисты успели серьезно нарушить работу океанов и даже были виновны в нападениях на союзников:
«Но, к сожалению, они угрожали всему морю и всем купцам, и грабили обе стороны, друга и врага, так что путь в Сканию был закрыт около трех лет. Из-за этого сельдь в эти годы стала очень дорогой».
Блокада Скании также упоминается еще двумя источниками из Магдебурга и Лимбурга, которые сообщают о повышении цен на соленую сельдь, неотъемлемую часть рациона обывателей.
Когда в 1395 году между двумя враждующими фракциями был заключен мирный договор, по которому Альбрехт был вынужден передать контроль над Швецией и Данией королеве Маргарите, ничего особо не изменилось. Стертебекер и его братья привыкли к вкусу грабежа и разбоя, и после ухода со службы немцам продолжали заниматься пиратством, наводя страх на всех, кто осмеливался плавать по Балтийскому морю. В конечном итоге Маргарет окончательно оформила свой контроль над датским и шведским престолом в 1397 году, создав Кальмарскую унию, в то время как Стертебекер развязал столпотворение в открытом море.
В то время в торговле на Балтийском море доминировал Ганзейский союз, торговый союз северогерманских государств, которые вывозили невероятное количество золота и товаров из Гамбурга, Любека и Ростока. Стёртебекер, почувствовав возможность, основал базу на острове Готланд, превратив крупнейший город, Висбю, в пиратский оплот. После нескольких лет успешной борьбы в 1398 году остров захватили рыцари Тевтонского ордена, и разбойники Штёртебекера были изгнаны из Балтийского моря и вынуждены искать другое убежище на изрезанных берегах Северного моря. Найдя общий язык с фризами, населявшими современную Голландию, разбойники стали нападать на морские пути в Англию и Ла-Манш. Однако их удача в конце концов закончилась.
После еще 4 лет успеха Штёртебекер был окончательно остановлен немцами Гамбурга и Любека, которые отправили флотилию кораблей под командованием Симона Утрехтского для нападения на Фризию в 1401 году. Штёртебекер и его команда были захвачены гамбургской компанией «Энгландфарер», и только его верному сокорсару Гёдеке Михельсу удалось вырваться из их лап. В конце концов, они настигли его на Яде, в дельте реки Везер, где он был убит год спустя в последнем бою. Штёртебекера якобы предал один из членов его экипажа, который якобы залил расплавленным свинцом цепи, управлявшие рулем корабля, в результате чего корабль не мог двигаться.
Штёртебекер и его товарищи по команде были перевезены на остров Гелиголанд, а затем в Гамбург на фрегате под названием Bunte Kuh или «Корова Мотли», чтобы ожидать приговора. В отчаянии коварный преступник предложил своим похитителям золотую цепь, которой можно было бы обмотать всю окружность Гамбурга в обмен на освобождение. В результате своих набегов Штертебекер действительно завладел огромным количеством золота. Когда его задержали, золото, изъятое с его корабля, якобы было использовано для строительства верхушки собора Святой Екатерины в Гамбурге. Тем не менее, немцев не убедило его предложение, и они приговорили его вместе с 70 членами экипажа к смертной казни через обезглавливание.
Казнь Клауса Штёртебекера, которая состоялась 20 октября на острове Грасбрук на реке Эльбе недалеко от Гамбурга, была, возможно, одной из самых причудливых на страницах летописи. Понимая, что ему пришел конец, Штёртебекер заключил своеобразную сделку с палачом и городскими советниками Гамбурга. Они договорились, что после обезглавливания его безголового тела ему будет позволено пройти мимо других заключенных в тюрьму вольных разбойников, и те будут освобождены. Когда палач отрубил ему голову, тело Клауса Штёртебекера, спотыкаясь, прошло мимо 11 своих людей, и дальше ему не дали пройти, только когда палач поставил ему подножку. Однако немцы не выполнили свою часть сделки, и остальные мародеры Штертебекера были быстро гильотинированы вместе со своим загадочным капитаном, а их головы насажены на пики за стенами Гамбурга в качестве предупреждения для других потенциальных бандитов.
Легенда о казни Клауса Штёртебекера завершилась забавным эпилогом. После того как он расправился со всеми заключенными, члены городского совета спросили палача, не устали ли у него руки. В шутку он ответил, что руки в порядке и что у него даже хватило сил обезглавить всех членов совета. Шутка не удалась, и палач тоже был приговорен к смерти, его казнил самый молодой член городского совета.
Сотни лет спустя, в 1878 году, на том самом месте, где Штертебекер встретил свой конец, в Грасбруке, был найден череп с вбитым в него шипом. Считалось, что он принадлежал Штёртебекеру, чья голова якобы была насажена на шип, и в 1922 году он был выставлен в Музее истории Гамбурга. В 2008 году, в попытке окончательно установить связь черепа со Штёртебекером, были взяты образцы ДНК из черепа и возможных выживших потомков для сравнения. Хотя результаты оказались неубедительными, череп по-прежнему приписывается Штёртебекеру и с гордостью выставляется в Музее истории Гамбурга вместе с цифровой реконструкцией лица налетчика.
Клаус Штёртебекер и по сей день остается известным героем немецкого фольклора и прославляется своим подходом Робин Гуда к бандитизму. Во многих других версиях его легенды упоминается, что он также отдавал свои трофеи бедным, а его наемникам часто давали эпитет «любители», что означало, что они делили добычу поровну.
В Германии Клаус Штёртебекер возрождался в разные периоды ее истории — в социалистический период после Первой мировой войны, в эпоху нацизма, в коммунистическую эпоху и даже совсем недавно, на рубеже веков.
В 2008 году он стал звездой национального празднования воссоединения Германии, участвуя в театральной постановке под названием «Штёртебекер, северогерманский пират». С 1959 года, начиная с коммунистической Восточной Германии, Штёртебекер был темой многочисленных спектаклей на ежегодном фестивале Штёртебекера, проводимом на острове Рюген, который в 2007 году посетили 378 000 человек. Его возрождение в конце 2000-х годов стало ответом на углубляющийся экономический кризис в Германии и растущее чувство неравенства в обществе, поскольку немцев потрясла новость о том, что они стали единственной европейской страной, где реальная заработная плата упала с 2000 по 2008 год.
Это было увековечено в художественном фильме 2008 года под названием «13 шагов без головы», который драматизировал его авантюрные приключения. Рональд Зерфельд, сыгравший роль Штёртебекера, подытожил чувства немцев к пирату: «Он убивает людей, но при этом у него очень, очень большое сердце». Несмотря на свои преступные наклонности, Штёртебекер остается иконой немецкой популярной культуры, и его вспоминают в виде статуи на мемориале Хафенсити как «друга Бога, врага мира». Им так восхищались, что несколько слишком рьяных энтузиастов Штёртебекера зашли слишком далеко в своем почитании старого пирата, когда в 2010 году череп был украден, но, к счастью, найден на следующий год.
В такой абсурдной истории, как история Клауса Штёртебекера, невозможно избежать неизбежного смешения факта и вымысла. Хотя миф о Штёртебекере был основан на реальной исторической личности, Джордж Рохман утверждает, что сюрреалистическая казнь Клауса Штёртебекера является выдумкой. Он утверждает, что Братья-виктуалисты продолжали существовать и после 1401 года, упоминания о них встречаются в 1436 году и в Любеке в 1460-х годах.
Это объясняется тем, что, возможно, «витуальные братья» были более общим термином для каперов в Северной Европе и не были связаны исключительно со Стёртебекером и его командой. Например, письмо-донос от графа Альбрехта из Голландии, в котором он просит «vitalian bretheren» помочь ему в борьбе против его врагов, фризов, показывает, что не только Мекленбург нанимал услуги этой группы. Кроме того, он утверждает, что историческая личность, на которую опирался Штёртебекер, была жива по крайней мере до 1413 года или до 1436 года, согласно налоговым записям.
Однако для немцев история Клауса Штёртебекера в меньшей степени связана с фантастическими обстоятельствами его смерти и в большей — с его позицией защитника бедных и разрушителя авторитетов. Привлекательность истории Штёртебекера продолжает демонстрировать самоотверженность простых немцев в борьбе с неравенством и маловероятную силу воздействия старой пиратской сказки на национальное сознание.
Оригинал earth-chronicles.ru