Криптовалюты, такие как биткоин, должны были использоваться в качестве цифровых денег. Вместо этого они стали популярны как спекулятивные инвестиции.
Помимо того, что криптовалюты требуют больших затрат ресурсов и по своей сути расточительны, они еще и невероятно волатильны. Цены на крупнейшие криптовалюты, Bitcoin и Ethereum, за шесть месяцев упали более чем на 55 процентов, что заставило некоторых предположить, что для сдерживания беспорядков необходимо регулирование.
Некоторые обвиняют в падении цен одну конкретную заразу — рухнувший «стабильный монета» под названием TerraUSD, который должен был быть привязан к доллару США. Но нынешний крах криптовалютного рынка, скорее всего, является сочетанием множества факторов.
В течение многих лет процентные ставки были близки к нулю, из-за чего банковские облигации и казначейские векселя выглядели скучными инвестициями, в то время как криптовалюты и цифровые неиграбельные токены (или NFT), связанные с произведениями искусства, выглядели привлекательно.
Однако ФРС США и Банк Англии недавно повысили процентные ставки на самую большую сумму с 2000 года. Продолжающийся контроль COVID и вторжение России в Украину также отрезвили рынки.
Биткойн был создан для того, чтобы быть безразличным к правительствам и банкам, но инвесторы, как правило, так не считают. Они сокращают источники риска в своих портфелях и сбрасывают криптовалюты.
Потеря криптовалюты, выигрыш климата?
Наиболее загрязняющие окружающую среду криптовалюты «proof-of-work», такие как Bitcoin, Ethereum и Dogecoin, ежегодно потребляют около 300 тераватт-часов (ТВт/ч) электроэнергии, работающей в основном на ископаемом топливе.
Ежегодный углеродный след биткоина составляет около 114 миллионов тонн. Это примерно сопоставимо с 380 000 запусков космических ракет или годовым углеродным следом Чешской Республики.
Добычу Proof-of-work можно рассматривать как контролируемый способ растраты энергии. В этом процессе участвуют специализированные компьютеры, многократно выполняющие случайные попытки угадать длинную строку цифр. Количество вычислительной мощности, затрачиваемой на эту работу, называется хэшрейтом сети.
Если хэшрейт падает по какой-либо причине, например, из-за отключения электроэнергии или падения цен, сложность игры в угадывание автоматически корректируется, чтобы сеть могла находить нового победителя каждые десять минут. Каждый победитель получает возможность проверить транзакции, происходящие в сети, и получает 6,25 новых биткоинов.
Прибыль от игры в угадайку зависит от того, сколько заплатили майнеры за установку своих компьютеров и за энергию для их работы.
Большинство мировых машин для майнинга proof-of-work используют электричество, вырабатываемое угольными электростанциями. Чем выше цена криптовалюты, тем больше денег готовы тратить майнеры на электроэнергию, пока стоимость выигрыша не превысит вознаграждение.
Поскольку цена биткоина падает, финансовый стимул тратить энергию на добычу биткоина должен быть ниже. Теоретически, это хорошо для климата.
Но, как ни странно, хэшрейт сети (и «углеродный след») остается очень близким к своему историческому максимуму, составляя в среднем около 200 квинтиллионов хэшей в секунду.
Масштабы этого постоянного интереса означают, что майнинг биткоина при нынешних ценах, вероятно, все еще выгоден. Но как долго?
Переломные моменты и смертельные спирали
Стоимость биткоина уже несколько раз временно опускалась ниже расчетной себестоимости добычи без существенного долгосрочного ущерба для хэшрейта. Но если рынок застопорится надолго, криптовалюты с функцией доказательства работы начнут капитулировать все большее число майнеров.
Майнеры с самыми высокими издержками, скорее всего, будут распродавать свои биткоин-холдинги по мере снижения прибыльности, создавая еще большее давление на рынок. Краткосрочная капитуляция среди мелких майнеров с высокими затратами (часто использующих прерывистую возобновляемую энергию) — нормальное явление.
Но эффект домино, когда крупные майнинговые компании закрываются одна за другой, может привести к тому, что цены на криптовалюту и выбросы углекислого газа в сети быстро упадут до нуля. Это событие на языке криптовалют называется «спиралью смерти биткоина».
Помимо проблем с ценами на майнинг биткоина, есть и другие потенциальные критические точки, которые следует учитывать. Многие крупные инвесторы, особенно те, кто купил криптовалюту по более высоким ценам, в настоящее время находятся под водой, обремененные большими пакетами биткоина.
По сообщениям, президент Сальвадора Найиб Букеле только что довел общий запас Биткойна в своей стране примерно до 2 300, или около 72 миллионов долларов США по текущим ценам. Криптовалютные потери его страны усиливают опасения по поводу неизбежного дефолта, который причинит значительную боль тем, кто не имел права голоса в этой авантюре своего лидера.
Запрет или бойкот биткоина
Известные инвесторы могут счесть медвежьи рынки биткоина скучным занятием. Но исследования показывают, что экологические потери от дорогих криптовалют гораздо более тревожны.
Ущерб от добычи биткоинов непропорционально сильно влияет на бедные и уязвимые сообщества, поскольку майнинговые компании и разработчики криптовалют пользуются экономической нестабильностью, слабым регулированием и доступом к дешевой энергии.
Местные жители, желающие использовать эти ресурсы в производственных целях, могут стать жертвами майнеров биткоинов. Эти сообщества также обычно сталкиваются с острым концом климатического кризиса, который подпитывает майнинг криптовалют.
Правительства по всему миру хотят казаться заинтересованными в криптовалютах как инструментах экономического роста. Но крах показывает, что биткоин бесполезен и как основное средство обмена, и как надежное хранилище стоимости, принося большинству пользователей гораздо больше боли, чем прибыли.
После глобального финансового кризиса 2008-10 годов правительства обещали бороться с токсичными финансовыми инструментами, имеющими неправдоподобную оценку. Для глобального климата и стабильной экономики борьба с криптовалютами сейчас будет благом для всех.
Но если усилия по экологическому регулированию не будут скоординированы на глобальном уровне или не будут достаточно масштабными, климатическая зараза криптовалют будет продолжать растиРазговор.
Питер Хаусон, старший преподаватель международного развития, Нортумбрийский университет, Ньюкасл.
Оригинал earth-chronicles.ru