Недавнее исследование изучает психологию, стоящую за обозначением идей как теорий заговора. Результаты исследования, опубликованные в British Journal of Psychology, свидетельствуют о том, что обозначение утверждения как теории заговора не делает его менее правдоподобным. Наоборот, менее правдоподобные утверждения чаще называют теориями заговора.
Социологи и политологи обсуждали, что термин «теория заговора» несет в себе негативный смысл, даже предполагая, что люди могут использовать этот термин для дискредитации мнений, которые они считают неприемлемыми. Более того, исследования в области психологии показывают, что люди воспринимают этот термин как стигматизирующий.
Однако, если термин «теория заговора» несет на себе негативное клеймо, ожидается, что люди будут оценивать заявления как менее правдоподобные, если они будут названы теорией заговора. Однако психологические исследования не обнаружили такого эффекта.
Автор исследования Карен М. Дуглас и ее команда провели четыре исследования, чтобы изучить другую гипотезу. Исследователи предположили, что ярлык «теория заговора» не приводит к тому, что идея воспринимается как менее правдоподобная, а наоборот, отсутствие правдоподобности идеи заставляет людей называть ее теорией заговора.
Люди часто используют термин «теория заговора», но мы мало знаем о том, что люди думают об этом термине, почему и когда они его используют», — сказал Дуглас, профессор социальной психологии Кентского университета. «Исследователи утверждают, что этот термин используется, когда люди хотят дискредитировать чужие идеи, но исследования показывают, что обозначение утверждений как теории заговора на самом деле не уменьшает веру людей в них. Мы хотели глубже изучить этот вопрос, чтобы понять, когда и почему люди используют термин «теория заговора»».
В первом исследовании 170 взрослых американцев прочитали ряд утверждений, которые были названы либо «теориями заговора», либо «идеями». После прочтения каждого из них участники отвечали на семь различных вопросов о высказывании. Они оценивали, насколько, по их мнению, люди воспримут это утверждение всерьез, отвергнут его, будут осмеяны за веру в него, сочтут его противоречивым и сочтут его вероятным. Они также оценили, в какой степени они сами считают это утверждение вероятным и в какой степени они согласны с ним.
Во всех семи вопросах, кроме одного, оценки не отличались, если утверждение называлось идеей или теорией заговора, что говорит о том, что называние утверждения теорией заговора не влияет на его достоверность.
Во втором исследовании участники снова прочитали ряд различных утверждений. На этот раз они оценивали степень своего согласия с утверждением и степень, в которой они назвали бы это утверждение теорией заговора. Было обнаружено, что чем меньше человек соглашался с утверждением, тем больше вероятность того, что он назовет его теорией заговора. Этот результат согласуется с гипотезой авторов исследования о том, что ярлык «теория заговора» является следствием недостаточной достоверности высказывания.
Последние два исследования нашли дополнительную поддержку этой гипотезе с помощью экспериментальных данных — сначала в межсубъектном, а затем в внутрисубъектном дизайне. Участники читали утверждения, которые были выбраны как правдоподобные или неправдоподобные. Было обнаружено, что люди с большей вероятностью называли неправдоподобные утверждения теориями заговора, а людей, которые верили в неправдоподобные утверждения, — теоретиками заговора.
Мы обнаружили, что вместо того, чтобы быть причиной неверия в утверждения, термин «теория заговора», похоже, является следствием. То есть, люди предпочитают использовать этот термин, когда не верят в истинность утверждения», — сказал Дуглас в интервью PsyPost.
Что касается будущих исследований, исследователи предлагают изучить, почему люди склонны отвергать термин «теория заговора» и бывают ли случаи, когда этот ярлык действительно вызывает негативную стигматизацию и скептицизм.
«Хотя результаты исследования показывают, что люди предпочитают такие термины, как «теория заговора», когда они во что-то не верят, мы все еще не знаем многого о том, что побуждает людей использовать эти термины», — сказал Дуглас. «Возможно, люди активно используют эти термины, когда хотят заставить кого-то чувствовать себя более скептично. Мы также мало знаем о том, почему люди иногда так активно отвергают термин «теория заговора», когда речь идет об их собственных убеждениях». Необходимы дополнительные исследования с более широкими и репрезентативными выборками (включая убежденных сторонников теорий заговора)».
Авторами исследования «Является ли ярлык «теория заговора» причиной или следствием неверия в альтернативные нарративы?» стали Карен М. Дуглас, Ян-Виллем ван Проойен и Робби М. Саттон.
Оригинал earth-chronicles.ru