«Этому место в музее». Этими словами Индиана Джонс, самый известный в мире вымышленный археолог, сформулировал ассоциацию между археологами, древностями и музеями, которая имеет очень долгую историю. В самом деле, даже сам Джонс, вероятно, восхитился бы исторической обстановкой первого в мире «музея» и замечательной женщиной, которая, как считается, была его хранительницей, месопотамской принцессой Эннигальди-Нанной.
Эннигальди-Нанна была жрицей лунного божества Сина и дочерью неовавилонского царя Набонида. В древнем месопотамском городе Ур около 530 года до н.э. была собрана небольшая коллекция древностей, а Эннигальди-Нанна занималась расстановкой и маркировкой разнообразных артефактов.
Британский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли считал эту коллекцию самым ранним известным примером «музея».
В 1925 году Вулли и его команда проводили раскопки в Уре (ныне в провинции Ди-Кар на юге Ирака). Они обнаружили любопытную коллекцию артефактов среди руин вавилонского дворца. Особенно необычным было то, что хотя предметы принадлежали к разным географическим районам и историческим эпохам, они были аккуратно собраны вместе.
Датировка предметов варьировалась от 2100 года до нашей эры до 600 года до нашей эры. Среди них была часть статуи известного раннего царя Шульги из Ура, правившего около 2058 года до н.э., церемониальная булава, сделанная из камня, и некоторые тексты. Статуя, по словам Вулли, была тщательно отреставрирована, чтобы сохранить письмена.
Также была найдена касситская пограничная стела (называемая «кудурру») — письменный документ, использовавшийся для обозначения границ и провозглашения. Эта стела датируется примерно 1400 годом до н.э. и, как отметил Вулли, содержит «страшное проклятие» для любого, кто удалит или уничтожит содержащуюся на ней запись.
Многие предметы сопровождались этикетками с подробной информацией об артефактах. Они были написаны на трех языках, включая шумерский. Эти этикетки были описаны в современной науке как ранние примеры «метаданных», которые так важны для сохранения древностей и исторических записей.
Музей, которому более 2500 лет, был ориентирован на культурное наследие, и, как полагают, возможно, имел образовательные цели. Считается, что наряду с другими своими функциями Эннигальди-Нанна руководила школой писцов для элитных женщин.
Рассматривая находку, Вулли отметил, что обнаружение музея, связанного со жрицей, не было неожиданным, учитывая тесную связь между религиозными специалистами и образованием. Он также прокомментировал «антикварную набожность» времени строительства музея — интерес к истории был распространенной чертой среди монархов неовавилонского периода.
Семейное увлечение историей
Действительно, интерес к прошлому у Эннигальди-Нанны, похоже, был семейной чертой. Ее отец Набонид увлекался историей, что побудило его проводить раскопки и находить утерянные тексты. Многие из предметов коллекции были обнаружены им, и в наши дни Набонида иногда называют первым в мире археологом.
Набонид был последним царем неовавилонской империи и религиозным реформатором. Его старший сын, Белшаззар, правил в качестве регента в течение многих лет, но, возможно, наиболее известен благодаря своему появлению в библейской Книге пророка Даниила. В знаменитой сцене несчастный регент видит приближение конца неовавилонского царства, когда оно предсказывается письмом бесплотной руки на стене.
Интерес царя Набонида к истории не ограничился археологией. Он также работал над возрождением древних культовых традиций, связанных с божеством луны Сином (шумерская Нанна). Его дочь Эннигальди была важной частью этих усилий, ведь ее имя — древнее шумерское, означающее «жрица, желание бога Луны».
Назначение Эннигальди верховной жрицей в Уре оживило историческую тенденцию, ставшую известной благодаря Саргону Аккадскому, который назначил свою дочь, поэтессу Энхедуанну, на эту роль более 1000 лет назад.
К моменту назначения Эннигальди-Нанны религиозная роль, которую она должна была занять, была уже давно не занята, и ритуалы, связанные с этой должностью, были забыты. Однако Набонид рассказывает, что нашел древнюю стелу, принадлежавшую Навуходоносору I, и использовал ее для руководства своими действиями.
Исторические аспекты назначения Эннигальди-Нанны были еще больше подчеркнуты Набонидом, когда он рассказывал о своих исследованиях требований к ее роли. Царь описывает обращение к трудам предыдущей жрицы, сестры правителя Рим-Сина по имени Эн-ане-ду.
Рим-Син царствовал более 1200 лет до прихода к власти Набонида. Хотя некоторые ученые сомневаются в том, что Набонид обнаружил стелу Навуходоносора I, его открытие писаний жрицы Эн-Ане-ду получило большее признание.
Малоизвестен сегодня
Эннигальди практически неизвестна в наши дни. Исключение из ее современной анонимности можно найти в роскошной модной линии Ennigaldi, которая создает вещи, вдохновленные древней вавилонской архитектурой.
Хотя о жизни Эннигальди известно относительно немного, в ее родословной есть и другие известные женщины. Бабушка Эннигальди, Адад-гуппи, также была влиятельной жрицей, вовлеченной в политический мир своего сына Набонида. Адад-Гуппи наиболее известна в наши дни благодаря своей «автобиографии», клинописному рассказу о своей жизни, написанному от первого лица. В автобиографии Адад-Гуппи записаны благословения, полученные ею от божества луны, например, то, что она дожила до 104 лет в здравом уме и теле.
Город Ур и его музей были заброшены около 500 года до н.э. из-за ухудшения экологических условий. Они включали в себя сильную засуху, а также изменение структуры рек и ила. Распространенность засухи также была названа вероятной причиной падения многих ранних царств бронзового века.
История первого в мире известного музея, его хранительницы и ее семьи показывает непреходящую привлекательность сохранения сокровищ прошлого. В то же время, исчезновение этого раннего учебного заведения более двух тысячелетий назад демонстрирует значительное совпадение важных областей культурного наследия и сохранения окружающей среды.
Оригинал earth-chronicles.ru