С момента эволюции Homo sapiens примерно 1,8 миллиона лет назад люди продвинулись во многих аспектах жизни, особенно в искусстве. По мнению историков, самые ранние сведения о том, что люди занимались искусством, относятся к периоду почти 40 000 лет назад в Европе и Юго-Восточной Азии.
Эти люди, называемые ауриньяками, были первой группой Homo sapiens, мигрировавшей из Африки. Сейчас они известны как самая ранняя европейская культура современных людей.
Мигрировав из Африки и обосновавшись в Европе, ауриньякцы прошли три стадии: Ранние ауриньяки, собственно ауриньяки и поздние ауриньяки. Самые ранние находки их фигуративного искусства, также называемого искусством верхнего палеолита, относятся к периоду раннего ауриньяка.
Это искусство известно как самый древний зафиксированный пример доисторического искусства и позволяет заглянуть в мысли одних из самых ранних в истории европейских людей.
Как уже говорилось ранее, считается, что ауриньяки мигрировали из Восточной Африки в Европу в эпоху палеолита. Это был первый случай, когда анатомически современные люди покинули Африку и поселились в других регионах земного шара. Они являются частью обширной группы ранних европейских людей, называемых кроманьонцами, которая существовала приблизительно между 48 000 и 10 000 лет назад. По оценкам ученых, численность кроманьонцев могла составлять от 1 700 до 29 000 человек.
Ауриньякцы известны своим развитием и использованием ранних инструментов. Находки сотен различных инструментов и изделий ручной работы свидетельствуют о существовании целой инструментальной индустрии, в которой ауриньякцы разрабатывали новые инструменты для работы и, возможно, даже торговали или обменивались инструментами друг с другом. Многие из этих уникальных инструментов были изготовлены из рога или кости для создания игл, остриев и лезвий. Ауриньякцы также использовали камень для создания таких инструментов, как лезвия, ножи и острия. Распространенным видом каменных орудий были чешуйчатые орудия, которые изготавливались из кусочка или «чешуйки» камня и затачивались для создания различных типов скребков.
Считается, что помимо использования этих инструментов для выживания, ауриньякцы также использовали их для создания ранних произведений искусства, таких как резьба и рисунки. Одним из примеров этого является разработка ауриньякцами бурина — инструмента, сделанного из кусочка камня, который использовался для резьбы по дереву, кости и рогам. Резьба по слоновой кости, датируемая примерно 33 000 лет до нашей эры, была обнаружена археологами на этом месте в 1900-х и начале 2000-х годов. Резьба по слоновой кости имела различные формы: мамонтов, лошадей, льва и других неидентифицируемых фрагментов в форме животных. Эта резьба стала для археологов доказательством того, что жители Ауриньяка были способны создавать произведения изобразительного искусства с темами и узорами, а не произвольными штрихами и надрезами.
Помимо этих резных изделий из слоновой кости, в том же регионе были найдены резные изображения животных на мелкой гальке. Обнаруженные артефакты показывают, что ауриньякцы также занимались традиционной скульптурой. За последние несколько лет археологами были найдены и идентифицированы фигурки, вылепленные из натуральной глины, общей темой многих из них были животные и беременные женщины.
Эти глиняные статуэтки беременных женщин часто называют фигурками Венеры, и считается, что они были своего рода фигурками плодородия. Фигурки подчеркивают области тела, которые символизируют плодородие, включая бедра, живот и грудь. Неизвестно, поклонялись ли этим статуэткам или просто делали их на удачу, но анализ статуэток выявил сложные детали гравировки и штриховки фигур. Очевидно, что на эти статуэтки было потрачено много времени и усилий, чтобы сделать их точными.
Другие предметы ручной работы, найденные в регионе, включают ювелирные артефакты, такие как подвески и бусы из слоновой кости. Также были найдены полностью сохранившиеся браслеты из слоновой кости, которые были вырезаны с помощью этих инструментов. Важным аспектом искусства Ауриньяка является их стремление сделать искусство транспортабельным, в виде украшений или статуэток. Хотя они также занимались постоянным пещерным искусством, очевидно, что переносные предметы искусства были важной частью их культуры.
Ауриньякцы переняли свою любовь к переносным инструментам и искусству и объединили их для создания одного из самых ранних инструментов в истории. По всей Европе было найдено несколько костяных флейт, которые, как было установлено, были созданы ранними ауриньякцами. Возраст самой древней найденной костяной флейты оценивается примерно в 35 000 лет, когда она была найдена в Германии в 2008 году. Исследователи обнаружили, что она была вырезана из кости крыла стервятника и имела пять отверстий, просверленных в ней для воспроизведения различных звуков.
Одно из самых известных ауриньякских мест, обнаруженных в Европе, было найдено в коммуне Ориньяк на юго-западе Франции. Пещера Ориньяк неоднократно раскапывалась с конца 1800-х годов и была объявлена национальным историческим памятником Франции в 1921 году. Внутри пещеры археологи нашли новые свидетельства изготовления орудий труда и создания произведений искусства в эпоху Ауриньяка.
Первое открытие ауриньякских инструментов в этой пещере произошло в 1852 году, когда местный житель Жан Баптист Боннемезон из любопытства исследовал пещеру. Боннемезон обнаружил в пещере несколько древних орудий труда, а также более десятка человеческих скелетов, которые были перенесены на местное кладбище для надлежащего захоронения. С тех пор эти оригинальные инструменты были утеряны, но запись об их обнаружении побудила будущих археологов проверить пещеру самостоятельно.
Между 1860 и 1863 годами Эдуард Ларте, ранний французский палеонтолог, раскопал пещеру и обнаружил десятки инструментов, сделанных из оленьего рога и кремня. Он также обнаружил несколько фрагментов человеческих костей и керамических фигурок, а также окаменелые останки различных видов животных, включая пещерного медведя, пещерную гиену, лошадей, северных оленей, мамонтов и шерстистых носорогов.
К моменту завершения работы он и его команда обнаружили окаменелые останки более 30 видов животных, большинство из которых сегодня можно увидеть в Музее человека в Париже. Другие находки, включая орудия труда, такие как скребки и лезвия, сегодня хранятся в Музее Ауриньяка в Ауриньяке.
Хотя они не так распространены, как скульптуры и резьба, были найдены ауриньякские картины и рисунки. Пещера Шове во Франции является самым большим примером таких иллюстраций. Образцы древесного угля, взятые из пещеры, показывают, что возраст рисунков составляет не менее 36 000 лет, а некоторым из них всего 31 000 лет.
Многие из этих наскальных рисунков носят символический характер и раскрывают историкам истоки человеческого творчества. Одним из примеров является рисунок, изображающий контур руки, на котором художник прижимал руку к скале и рисовал вокруг нее красным пигментом. На других рисунках изображены руки, на которых ранние пигменты наносились на руку перед тем, как отпечататься на стене.
Помимо использования частей тела для создания произведений искусства, многие художники Ауриньяка рисовали животных, в том числе львов и носорогов — редкие темы для раннего пещерного искусства. Животные — распространенная тема в искусстве Ауриньяка, обнаруживающая закономерные темы в их творчестве.
Археологи Жан Клоттес и Дэвид Льюис-Уильямс наблюдали за пещерой Шове в 1994 году и в 1996 году выпустили книгу со своими интерпретациями искусства. Клоттес и Льюис-Уильямс обсуждают цель этого искусства, которое, по их мнению, было одной из форм духовности. Поскольку рисунки в пещере были настолько глубокими, они предположили, что картины были сделаны как часть религиозного ритуала. Акцент на нарисованных руках по всей пещере мог быть попыткой вызвать духов или богов из скалы, или, возможно, способом общения с ними. Однако эти теории широко обсуждаются среди археологов, многие из которых либо полностью отрицают, либо полностью принимают их.
Клоттс и Льюис-Уильямс также отметили значительное количество рисунков животных в пещере по сравнению с рисунками людей. Поскольку в то время людей было так мало, логично предположить, что животные были более распространенным и интересным объектом для ранних людей. Клоттес также проанализировал рисунки носорогов, медведей и бизонов в более позднем исследовании, в котором он утверждал, что на рисунках были похожие мазки пальцев. Это может свидетельствовать об одном и том же художнике или, возможно, об общей манере рисования, принятой многими жителями Ауриньяка в то время.
Жан-Мишель Женесте, преемник Клоттеса, провел дальнейший анализ этих картин с животными и обратил внимание на различия между тем, как нарисован каждый вид животных. В частности, он отмечает, что львы изображены более антропоморфно, чем другие виды, что говорит о том, что ранние ауриньякцы считали львов более иерархическим животным, чем другие существа. Возможно, они также рассматривали львов как символ власти по сравнению с другими существами.
Поскольку раскопки ведутся по всей Европе, вполне возможно, что будет найдено еще больше предметов искусства эпохи Ауриньяка. Если это так, то может быть найдена дополнительная информация о культуре этих ранних европейских людей. Это также может дать нам более четкое представление об истории искусства и о том, как художественные стили распространялись и развивались с течением времени. По мере совершенствования методов датировки историки всего мира надеются обнаружить и обозначить как принадлежащие ауриньякцам более сложные, захватывающие произведения искусства.
Оригинал earth-chronicles.ru