Когда 10-11 июня 323 года до н.э. Александр Македонский скончался на смертном одре, император-иконоборец, чьим выдающимся достижениям будут подражать бесчисленные пародии на протяжении всей истории, обратился к окружавшим его верным полководцам с последними словами: «к лучшему».
Вероятно, Александр, не имевший явного наследника, который мог бы занять его место, понимал, что его смерть вызовет войну за господство над его завоеваниями, простиравшимися вплоть до Александрийского Эшата на территории современного Таджикистана, поскольку его некогда единая империя распалась на несколько отдельных враждующих царств.
Будучи одним из самых ярких военных умов на свете, он знал, что только «лучшие» смогут вновь объединить его владения, так как после его смерти многочисленные претенденты на трон, Диадохи, боролись за господство.
В число Диадохов, надеявшихся создать собственные независимые княжества, входили фараон Птолемей I Сотер из Египта, Лисимах, бывший телохранитель Александра, обосновавшийся во Фракии, а также Антипатр и позднее Кассандр в Македонии и Греции.
В других местах Антигоний Монофатальм в Малой Азии и Селевк I Никатор на востоке вынашивали еще большие территориальные устремления, и через несколько десятилетий после смерти Александра они оба попытаются занять место Александра Великого, соединив трещины его некогда великого царства.
Это была задача, которая привела бы к прямой конфронтации между двумя претендентами, самые драматичные и важные из этих столкновений происходили за восточные земли во время Вавилонской войны 310 года до н.э. и битвы при Ипсусе в 301 году до н.э.
Появление Диадохов: Возможные наследники Александра
После кончины Александра Великого в 323 году до н.э. власть перешла к его верному лейтенанту Пердикке, чьей первоначальной целью было выбрать подходящего преемника прославленного завоевателя. Первым выбором был сводный брат Александра, Арридей, сын Филиппа II и Филинны Ларисской, который, предположительно, был умственно отсталым. Вторым выбором был наследственный царь Александр IV, который жил в утробе жены Александра, Роксаны, и в итоге родился через два месяца после смерти Александра.
Внутри царского дома разгорелись бурные дебаты, поскольку военачальники Александра по-прежнему расходились во мнениях относительно его преемника. Многие были обеспокоены перспективой ждать рождения Александра IV, другие утверждали, что Роксана и ее ребенок не были чистокровными македонцами.
Хотя Арридей был умственно неполноценным, его родословная определенно не была таковой, существуя как самый прямой родственник Александра. По мере обсуждения королевские интриги переросли в открытый конфликт, когда Мелеагр, пехотный командир, и его товарищи устроили переворот с целью насильно посадить Арридея на трон в качестве короля Филиппа III.
Пердиккас, выступавший за воцарение Александра IV, жестоко подавил восстание Мелеагра, после чего полководцы решили отложить свои разногласия, по крайней мере, на время, до рождения младенца Александра IV. Вместе с Арридеем Александр и Роксана были переведены в Македонию и переданы под защиту Антипатра I, преданного аколита Александра Великого, который присматривал за Македонией и Грецией для него с 334 года, когда неудержимый царь-воин начал кромсать свои восточные провинции в Персии.
Именно в этот момент Роксана решила устранить мелких конкурентов, убив вторую жену Александра Стратерию и ее сестру Дрипетис и сбросив их тела в колодец. Пока Арридей, другой наследник, оставался невредимым, семена конфликта разрастались.
Восстание Мелеагра задало тон, и вскоре после него каждый видный лорд и магнат стал бороться за кусок царства Александра. Первым был Леостен со своими армиями греческих наемников, которые вернулись из Бактрии, чтобы воспользоваться заманчивой возможностью наконец-то положить конец македонскому господству в Афинах и Этолии. Ламийская война была завершена, когда объединенные силы Антипатра и Кратера победили греческих ренегатов и восстановили власть в битве при Кранноне.
Вскоре после этого Вавилонский раздел разделил империю на пять отдельных полисов. Антигоний Монофатальм, прозванный «Одноглазым», и его сын Деметрий получили Малую Азию, Птолемей I Сотер — Египет, Лисимах получил Фракию, Антипатр, его верный полководец Кратер, а позже Кассандр, получили земли Македонии и Греции, а Евмен получил Каппадокию. В течение следующих нескольких десятилетий эти избранные лучшие люди Александра переживут и перебьют почти всех в своем стремлении быть «лучшими». Войны этих людей, Диадохов, продолжались в течение четырех отдельных войн на всей территории империи Александра.
Первая Диадохийская война
Первая Диадохийская война, которая произошла между 322 и 321 гг. до н.э., возникла из-за взаимной неприязни Пердикки и египетского владыки Птолемея I Сотера. Пердикка хотел дождаться рождения Александра IV, а нетерпеливый Птолемей I Сотер желал как можно быстрее разделить царство. Другие Диадохи также презирали Пердикку, который вынашивал собственные территориальные амбиции после его попытки вторжения в Малую Азию. Антигоний отказался помочь Эвмену сохранить его территорию в Каппадокии, что вынудило Пердикку нанести ответный удар.
В результате Диадохи, объединенные недоверием к Пердикке, объединились, чтобы свергнуть беспокойного преемника. Птолемей I Сотер предпринял первый гамбит, выкрав тело Александра Великого у Пердикки и увезя его в свою цитадель в Мемфисе.
Встречные вторжения Пердикки в Египет не увенчались успехом, и после трех неудачных переправ через Нил и гибели 2000 его людей после поражения в Форте верблюдов в Египте, он был изгнан и убит своей разочарованной армией на берегах реки Нил. Диадохи остались относительно невредимы в этой стычке, и только Кратерус, верный полководец Антипатра, встретил свою смерть, упав с лошади.
Птолемею I Сотеру неоценимую помощь оказали Антипатр, Лисимах, Антигон, а также Селевк, восточный полководец Александра, получивший в награду восточные территории Вавилонии. В результате Селевк вступил в борьбу как еще один глобальный игрок, стремящийся завладеть обширными землями Александра.
В Трипарадейском договоре границы территорий Диадохов были еще раз подтверждены под управлением Антипатра. В Вавилонии власть Селевка была установлена в то же время, когда были урегулированы территории Птолемея в Египте, Лисимаха во Фракии и Антигона в Малой Азии. Только в Македонии и Греции после смерти Антипатра в 319 году разгорелись внутренние распри. Не обращая внимания на своего сына Кассандра, которого он считал недостаточно сильным для правления, Антипатр назначил Полиперхона своим преемником, невольно положив начало гражданской войне за македонские и греческие владения.
Вторая и третья Диадохийские войны
Вторая и третья Диадохийские войны, с 318 по 311 год, были периодом интенсивных конфликтов, когда Диадохи до изнеможения боролись за расширение и защиту своих владений.
В Македонии и Греции Кассандр окончательно вытеснил Полиперхона с помощью Антигония, создав опорные пункты в Пирее и на островах Пелопоннеса, а также узаконив свою власть через брак с дочерью Филиппа II Фессалоникийского. Полиперхон, который вступил в союз с эпирским царем Олимпием, также защищал Роксану и Александра IV. Роксана продолжала расправляться с потенциальными соперниками, убив Арридея в 316 году, и присоединилась к Полиперхону и его коалиции, чтобы сохранить за своим сыном право первородства.
Кассандр, понимая, что Роксана и Александр IV остаются актуальной угрозой, убил их обоих в 310 году вместе с Олимпией, которую закололи его собственные солдаты. В результате Кассандр получил неограниченную власть в бывшем сердце империи Александра, так как все его наследники были окончательно устранены от власти.
В другом месте Антигоний победил владыку Каппадокии Евмена, который был казнен в 316 году после предательства своих людей, установив тем самым суверенитет над большей частью Малой Азии.
Преисполненный уверенности, Антигоний предпринял еще одну атаку, на этот раз на Селевка в Вавилонии, успешно лишив персидского монарха, бежавшего под защиту Птолемея I Сотера, его восточных сатрапий в битве при Габиене.
В 312 году Селевк снова вошел в Вавилонию, на этот раз с войсками Птолемея, в результате чего Селевк отвоевал Вавилонию в битве при Газе.
Кроме того, Лисимах, владыка Фракии, который до этого момента избегал конфликта с Диадохом, также был втянут в союз против Антигония в 311 году после вторжения малоазийского правителя в прибрежные районы Черного моря.
Краткий период мира в том же году, названный Миром династов, стал желанной передышкой для разбитых армий Диадохов, которые воспользовались этой передышкой для дальнейшей мобилизации своих армий. Однако на востоке назревала беда: Антигоний разрабатывал планы по отвоеванию Вавилона у Селевкидов в ходе конфликта, получившего название Вавилонской войны.
В 310 году Антигоний вторгся в Вавилон, начав партизанскую кампанию на улицах мифического восточного бастиона, а затем разграбил и разграбил окрестные города и сельскую местность. Когда Селевк ослаб, в апреле 309 года Антигоний одержал верх после захвата стратегически важного поселения Кутха и назначения официального губернатора Вавилона. Пока Антигоний планомерно опустошал Вавилонию, Селевк, базировавшийся в городе Борсиппа и испытывавший нехватку людей, ждал подкреплений с востока, готовясь к схватке со своим врагом.
В августе 309 года Селевк застал лагерь Антигония врасплох перед самым рассветом, и в беспорядке Антигоний был вынужден сдаться и пойти на соглашение. С этого момента стареющий Антигоний, которому было уже за семьдесят, отказался от своей мечты о восточном крыле своей империи, и владения Селевка окончательно утвердились в битве при Ипсусе почти десять лет спустя.
Четвертая Диадохийская война и битва при Ипсусе
Для Птолемея, Селевка, Лисимаха и Кассандра четвертая война Диадохов, с 308 по 301 год, велась в основном для сдерживания территориальной экспансии Антигония и его подрастающего сына Деметрия, которые из всех Диадохов были наиболее заинтересованы в возрождении первоначальных владений Александра. Базирование Антигония в Малой Азии и нападения Деметрия на Грецию иллюстрировали стремление к созданию империи, поскольку дуэт отца и сына пытался создать западное и восточное ядро власти.
Для достижения своих целей Деметрий, подрастающий сын Антигона, сначала направил свои усилия на завоевание Греции, и в 307 году ему удалось отнять древний город Афины у правителя Кассандра, Деметрия Фалерумского. В 306 году Деметрий снова одержал победу, эффективно разгромив флоты Птолемея и установив контроль над островом Кипр, что дало дополнительную выгоду, ослабив давление на Антигония в Малой Азии.
В 305 году Деметрий продолжил свои наступления, на этот раз при осаде Родоса. Деметрий обстреливал город из смертоносного орудия под названием «Городоправитель» — многоэтажной деревянной башни с защищенными отверстиями, которая выпускала смертоносные острые дротики и огромные валуны на городские стены. Несмотря на военное превосходство Деметрия, Птолемей, желая отомстить за свои прошлые неудачи, смог эффективно отрезать и перехватить линии снабжения Деметрия в Средиземном море, вынудив Деметрия прекратить осаду и вступить в переговоры.
Деметрий остался невозмутим, продолжая преследовать владения Кассандра в Греции в течение 303 и 302 годов. Кассандр оказался настолько выбит из колеи постоянными атаками Деметрия, что единственным выходом для него стало обращение к Лисимаху за военной поддержкой. В результате фракийский правитель направил свои войска в Малую Азию, и Деметрий был вынужден отказаться от Греции, чтобы прийти на помощь своему отцу. В этот период, после возвращения своих провинций в 309 году после Вавилонской войны, Селевк спокойно укреплял свои восточные границы. Именно здесь Селевк вступил в контакт с великим индийским императором Чандрагуптой, который подарил Селевку 500 боевых слонов, чтобы укрепить их дружбу. Неизвестные широкому миру плоды незаметной дипломатии Селевка определили ход истории, когда разворачивалась кульминация Диадохийских войн.
Битва при Ипсусе в 301 году стала решающим сражением между враждующими фракциями: Антигоний и Деметрий столкнулись с Лисимахом, Кассандром и Птолемеем. Когда битва началась, неожиданно появились Селевк и его сын Антиох с огромной армией людей и эскадроном боевых слонов, подаренных им индийским махараджей, и внезапно армии обеих сторон оказались равны, так как Деметрий бросился на Антиоха, чтобы начать кровавую бойню. Деметрий успешно вытеснил Антиоха с поля боя, но его чрезмерное рвение оказалось его гибелью. Поскольку контингент Деметрия был далеко, фланг Антигония остался незащищенным, и на него набросился Селевк, что привело к большому числу сдавшихся. Затем Селевк своими боевыми слонами преградил Деметрию путь к отцу, и Антигоний остался без достаточной поддержки. Залп копий разорвал Антигония на куски, и Деметрий, поняв, что все потеряно, отступил, взяв с собой лишь несколько тысяч человек.
Наследие Вавилонской войны и битвы при Ипсусе
Битва при Ипсусе подготовила почву для создания двух основных династий, которые будут доминировать в истории в течение следующих нескольких столетий. В Египте династия Птолемеев удерживала власть до 30 года до н.э., а при Селевке зародилась империя Селевкидов, смертельный враг первых римлян.
Деметрий, ставший бродячим царем без царства, был не столь удачлив, и хотя он стал царем Македонии в 297 году после смерти Кассандра, он был свергнут всего через несколько лет коалицией Лисимаха и Селевка, бесславно погибнув в плену в 283 году.
После того как в 281 году Лисимах был убит в битве при Корупедии, Селевк стал последним выжившим Диадохом, но его мечты об империи, охватывающей два континента, были вскоре разрушены, когда в конце того же года он был заколот Птолемеем Цереном, сыном Птолемея. Несмотря на это, основы империи Селевкидов уже были заложены благодаря победам Селевка во время Вавилонской войны и битвы при Ипсусе — серии сражений, которые окончательно подорвали господство Антигония и Деметрия.
Оригинал earth-chronicles.ru