В яйце динозавра нашли еще одно яйцо

Индийские палеонтологи обнаружили патологическое яйцо зауропода в отложениях возрастом 72,1–66 миллионов лет: внутри яйца находилось другое яйцо. У нептичьих динозавров подобная патология обнаружена впервые — раньше ее находили только у птиц. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Патологии яиц — нередкое явление как среди современных, так и среди вымерших животных. К числу таких патологий относятся, например, яйцо внутри другого яйца (ovum-in-ovo) или же дополнительные слои скорлупы. Первая патология до сих пор была достоверно зарегистрирована только у птиц, а дополнительные слои скорлупы находили у черепах, ящериц, крокодилов и нептичьих динозавров, но впоследствии обнаружили и у птиц (в широком смысле), в том числе у ископаемых.

a — яйцо в яйце, и — многослойная скорлупа

Харша Дхиман (Harsha Dhiman) из Делийского университета с коллегами впервые нашли яйцо в яйце у нептичьих динозавров. Палеонтологи исследовали ископаемую кладку яиц зауропод, которую обнаружили в отложениях верхнемеловой формации Ламета (Lameta Formation). Возраст этой формации датируется маастрихтом (72,1–66 миллионов лет назад). Изучив микроструктуру скорлупы яиц, исследователи решили, что кладка принадлежит зауроподу из группы титанозавров.

Зауропод из группы титанозавров — изизавр (Isisaurus colberti). Его окаменелости также найдены в формации Ламета

У одного из яиц исследователи обнаружили два слоя скорлупы. Ученые решили, что это именно яйцо внутри другого яйца, а не многослойная скорлупа, так как между слоями слишком большое расстояние.

Среди 52 гнезд в этом местонахождении было обнаружено только одно патологическое яйцо, поэтому ученые считают, что патология связана с индивидуальными особенностями этой особи. Это может быть, к примеру, пожилой возраст, травма или болезнь. Авторы отмечают, что их находка указывает на схожесть в строении репродуктивной системы нептичьих динозавров и птиц.

Фотография двойного яйца титанозавра и схематическое изображение двух слоев скорлупы