jus primae noctis, droit du seigneur, или «право первой ночи», — это якобы средневековый обычай, который позволял господам вступать в половую связь с невестами своих подданных-мужчин в первую ночь после свадьбы.
На протяжении многих веков этот порочный обычай мужского доминирования упоминался в разных источниках, однако реальность его существования остается неясной. Эта тема горячо обсуждается антропологами и историками, которые спорят о том, является ли jus primae noctis обычаем, законом или просто пошлым мифом.
Древние и средневековые ссылки на jus primae noctis
Jus primae noctis — это явление, которое было задокументировано на протяжении всей истории, почти 2000 лет назад. Самое раннее текстовое упоминание можно найти в «Эпосе о Гильгамеше», написанном в 1900 году до н.э., где Гильгамеш, будучи царем Урука, пользовался многими привилегиями по отношению к своим подчиненным мужчинам и их женам.
«Он сожительствует с обрученной невестой — сначала он, потом муж». (Эпос о Гильгамеше, цитируется в Wettlaufer, p. 112.)
В 450 году до н.э. об этой же практике сообщил греческий историк Геродот в своей «Истории», который писал о подобной тенденции в обществе Адримахидов, ливийского племени. Прежде чем девственницы выходили замуж, он описывал, как царь имел право обесчестить их, прежде чем их мужья могли «овладеть» ими.
Греческий ученый Ираклид Понтикос, писавший в 400 году до н.э., описал те же преимущества правителя греческого острова Кепалония. Далее, во время восстания рабов в Вольсинии, древнем итальянском городе, Валерий Максим в 20 году нашей эры отметил, что свободные мужчины не могли жениться на женщинах, которые не были сначала дефлорированы рабом.
Несколько столетий спустя, в 300 году нашей эры, эта привилегия сексуального права была приписана императору Максимину. Согласно Талмуду, древнему еврейскому тексту, на Ближнем Востоке римляне и греки, которые в разное время были оккупантами, занимались этой практикой.
Предположительно, эта традиция продолжалась и в эпоху раннего средневековья. Например, в «Анналах Клонмакнози» в Ирландии, относящихся к VIII веку нашей эры, записано, что викинги считали, что имеют право на jus primae noctis с христианскими невестами:
» Правитель их должен одарить любую женщину в доме в первую ночь после ее брака, так что прежде чем ее собственный муж будет иметь с ней плотские отношения, кому он пожелает, или держать ее при себе ночью, чтобы удовлетворить свою похоть.» (Анналы Клонмакнози, цитируется в Wettlauger, p. 112.)
Идея jus primae noctis сохранится в 14 веке, когда во французской сказке Бодуэна де Себурка она упоминается как право лорда, если невеста не может обеспечить достаточное приданое его крепостному мужчине. К 16 веку, согласно свидетельствам, широко распространилась вера в существование jus primae noctis, причем многие европейские лорды использовали это понятие для узаконивания обычаев сексуальных домогательств. В 1543 году грамота в швейцарской деревне под Цюрихом гласила:
«…и когда начнется свадьба, жених должен позволить своему господину лечь с его невестой в первую ночь, или он должен выкупить ее за 5 фунтов и 4 пенни». (Staatsarchiv des Kantons Zürich, цитируется в Wettlaufer, p. 115.)
Иногда, однако, лорд заходил слишком далеко, и крестьяне были вынуждены действовать. В конце XV века, в ходе единственного успешного крестьянского восстания Средневековья, крепостные Каталонии в Испании восстали против своих жестоких сеньоров.
Эти сеньоры вводили различные принудительные действия в брачную ночь своих крепостных, включая залезание в постель невесты для собственного сексуального удовлетворения. Таким же извращенным образом помещичьи аристократы во Франции позволяли себе класть голую ногу на постель невесты.
Ритуальная дефлорация и взгляд антропологов
В доисторические времена ритуальная дефлорация девственниц представителями элиты, такими как жрецы или короли, была обычным явлением. В индейских и южноамериканских племенах лишение девственности молодых женщин и девушек до замужества было распространенной практикой и рассматривалось не как привилегия, а как обязанность, поскольку первобытные народы оставались очень суеверными в отношении девственной крови. В первобытных племенах Гавайев обычно именно вождю приходилось выполнять то, что считалось священным долгом:
«Во многих семьях, которые были допущены к королевскому двору благодаря кровному родству, девственность дочерей строго охранялась, и когда девушка достигала брачного возраста и ее прочили в жены, ее отводили к вождю, который лишал ее девственности». (The Polynesian Family System in Ka’u Hawai’i, Tokio, Rutland, как цитируется в Wettlaufer, p. 117).
Любой ребенок, появившийся в результате этого действия, часто был праздником для мужа, который находил большую честь в том, что его жена родила ребенка его вождя.
Священные священники Индии, брамины, как говорят, предлагали ту же услугу. Гамильтон, путешественник раннего нового времени, описал детали и мотивы такой церемонии в племенах саморинов:
«Когда заморин женится, он не должен сожительствовать со своей невестой, пока Намбудри, или главный жрец, не насладится ею, и он, если пожелает, может иметь три ночи ее общества, потому что первые плоды ее бракосочетания должны быть священным приношением богу, которому она поклоняется». (A New Account of the East Indies, цитируется в Wettlaufer, p. 117.)
В 1903 году немецкий антрополог Герман Вилуцкий подчеркнул, что:
«Необходимо проследить каждое звено в цепи доказательств, чтобы выяснить самую древнюю версию обычая». (Vorgeschichte des Rechts, цитируется в Howarth, p. 294.)
Следовательно, антропологи считают, что jus primae noctis и его эпизоды в древней и средневековой эпохах произошли от этих ранних ритуальных церемоний дефлорации. Сравнивая их с jus primae noctis, они указывают на то, что в обоих случаях речь идет о сексуальной эксплуатации покорных девственниц под властью могущественного господина.
В результате антропологи склонны верить в существование jus primae noctis, поскольку это подтверждает их мнение о том, что люди постепенно переходили от полигамных обществ к моногамным. Для них jus primae noctis в древнем и средневековом обществе представляется одним из последних пережитков этой древней традиции.
Взгляд историка
В отличие от антропологов, историки, изучившие архивные записи человечества, утверждают, что jus primae noctis — это просто миф и беспричинное неправильное толкование двух документально подтвержденных средневековых систем обязательств в Европе.
Первый, известный под разными названиями, включая culagium, jambage, cuissage и drench de pernada, предусматривал, что если раб хотел жениться на свободной женщине, он должен был заплатить плату, называемую приданым, которое он часто приобретал за счет займа у своего господина.
В юридических кодексах говорится, что господин, дав деньги взаймы, просто получал право на возврат суммы. Этот обычный платеж ошибочно связывали с правом, данным господину, которое позволяло ему первым вступить в половую связь с новобрачной в обмен на его помощь в обеспечении приданого для своего крепостного.
На практике, однако, это необычное право было просто символическим, и в действительности совокупление никогда не происходило и не было частью письменных правовых предписаний.
Второй вопрос касался церкви и ее процедур, связанных с браком. На Карфагенском соборе в 298 году был издан церковный запрет, предписывающий парам воздерживаться от заключения брака в течение первых трех дней.
Запрет был основан на отрывке из Книги Товита, в котором Товия женился на своей жене Саре. В Священном Писании рассказывается, что Сара была замужем 7 раз, и все ее мужья были убиты дьяволом, прежде чем их брак мог быть заключен. Чтобы отбиться от посягательств дьявола, было предписано, что молодожены должны заниматься молитвой и другими священными делами в течение трех дней после свадьбы, прежде чем подтвердить свой союз.
Однако многие мужья, нетерпеливые в ожидании трех дней, часто подкупали церковные власти за привилегию совокупиться со своей женой в первую ночь, что впоследствии было ошибочно истолковано как легендарное jus primae noctis Господа.
Неизвестно, насколько широко эта практика была распространена в средневековые времена, хотя сообщается, что в XIV веке это стало такой проблемой для королей Филиппа IV и Карла VI во Франции, что они потребовали от епископа Амьенского отменить такие незаконные выплаты.
На самом деле, в поисках существования jus primae noctis историки не нашли ни одного убедительного доказательства того, что эта практика была юридически закреплена. Единственный пример, который касается этой темы и который явно сфабрикован, взят из Хроники Боэса, вымышленной истории ранних королей Шотландии, опубликованной в 1526 году Гектором Боэсом. В ней сообщается о том, как шотландский король Юэн III в 875 году законодательно закрепил право первой ночи:
«И еще один закон, что женщины, живущие на общей земле, могут свободно жить, а хозяин земли имеет право на девственность всех, кто живет на ней». (Chronicle of Boece, цитируется в Bullough, p. 164.)
Далее автор утверждает, что эта практика сохранялась до 1061 года, когда она была отменена королем Малкомом Кэнмором. Несмотря на очевидную выдумку, «Хроника Боэса» остается наиболее прослеживаемым источником для последующих ссылок на этот обычай в ранних современных работах, где он повторяется многократно. В 1666 году сэр Джон Скин повторил эту фальшивую историю в своем «Изложении»:
«Король Эвенус злой ложью постановил, что лорд или хозяин земли, или участка, должен иметь первый контакт с замужней женщиной в пределах этого участка. После этого постановление было отменено королем Малкольмом Третьим; он постановил, что жених должен пользоваться своей женой». (Изложение терминов и сложных морд, приведенное в четырех буиках «Regiam Majestatem», как цитируется в Howarth p. 298).
В более поздней истории из тома «Путешествие на западные острова», вышедшего в 1773 году, Джонсон и Босуэлл во время своих путешествий по Шотландии вновь обнаруживают следы этой древней традиции, на этот раз под названием «mercheta mulierum»:
«М’Кварри настаивал, что «Mercheta Mulierum», упоминаемая в наших старых хартиях, действительно означала привилегию, которую имел лорд или барон, чтобы иметь первую ночь со всеми женами своих вассалов». (Journal of a Tour to the Hebrides, цитируется в Howarth p. 299.)
Миф о jus primae noctis
Распространению мифа о jus primae noctis способствовало его упоминание во многих известных литературных произведениях, где он стал основной темой авторов, искавших сенсационную сюжетную линию или литературный прием в качестве подходящего препятствия для брака. В шекспировском «Генрихе IV», часть II, Джек Кейд использует это право, чтобы попытаться отбить желание бунтовать:
«Самый гордый пэр в королевстве не должен носить головы на плечах, если он не платит мне дань; ни одна девица не должна выходить замуж, если она не отдаст мне свою девичью честь, прежде чем муж ее получит». (Генрих IV, часть II, цитируется по Howarth p. 300.)
Хотя это обычный литературный прием, историческая основа для jus primae noctis, термина, который начал появляться только в 18 веке, остается очень слабой, и подразумевает, что это, скорее всего, миф, возникший из развращенного неправильного толкования обязательств крестьян перед своими лордами и фальшивой истории Шотландии, написанной Гектором Боэсом в 1526 году.
На самом деле, непристойный подтекст «права первой ночи», вероятно, был средневековой шуткой, которая зашла слишком далеко и была основана на традиционном превосходстве, которое лорды проявляли над своими подданными, особенно если те были женщинами.
Очень немногие упоминания об обычаях или законах, которые включали сексуальную эксплуатацию женщин-вассалов, были не юридически обязательными, а просто развратными попытками демонстрации мужской власти над менее влиятельными классами.
Таким образом, антропологи правы, определяя jus primae noctis скорее как обычай, чем как закон, что, к сожалению, неоднократно происходило в истории человечества.
Оригинал earth-chronicles.ru