Ученые давно знают, что опыт, полученный в младенчестве и детстве, играет важную роль в формировании мозга и поведения во взрослой жизни. Но выяснить, почему это происходит, было непросто.
В течение последних 15 лет я и моя команда изучали развитие детского мозга, чтобы определить, какие аспекты раннего жизненного опыта влияют на созревание мозга. В недавно опубликованной работе, обобщающей результаты многочисленных исследований на животных и людях, мы обнаружили, что непредсказуемое или непоследовательное поведение родителей может нарушить развитие эмоциональных схем мозга ребенка. Это может привести к повышенному риску психических заболеваний и злоупотребления психоактивными веществами на более поздних этапах жизни ребенка.
Предсказуемость и последовательность
Чтобы решить задачу выяснения того, какие сигналы влияют на развитие эмоциональных систем мозга, мы воспользовались тем, как развиваются сенсорные системы мозга, такие как зрение и слух.
Сигналы окружающей среды важны для сенсорного развития. Например, если младенец не может адекватно видеть из-за сильного ленивого глаза, у него может развиться пожизненный дефицит зрения. Аналогичным образом, у младенца, который не может разобрать схемы и последовательности повседневных звуков из-за частых ушных инфекций, могут развиться проблемы со слухом на всю жизнь.
Поскольку родители часто являются основным источником информации, которую младенец и маленький ребенок получает из окружающей среды, мы решили предположить, что родительские сигналы будут иметь решающее значение для развития мозга.
Предыдущие исследования, проводившиеся на протяжении десятилетий, показали, что поведение воспитателей и то, как они реагируют на потребности ребенка, имеют большое значение для его эмоционального развития. Отсутствие реакции, например, в результате пренебрежения, было связано с повышенным риском эмоциональных проблем в более позднем возрасте.
[embedded content]
Хотя многие исследования были посвящены влиянию «позитивного» или «негативного» поведения родителей на развитие мозга ребенка, исследователи уделяли мало внимания моделям поведения, предсказуемости и последовательности родителей.
Предсказуемый и последовательный родитель — это родитель, который одинаково реагирует на новые ситуации, например, когда его ребенок упал или попросил новую игрушку. В долгосрочной перспективе предсказуемость также означает, что ребенок знает, кто заберет его из школы и когда он может ожидать обеда, ужина или сна.
Сначала мы проводили исследования на мышах и крысах, чтобы иметь возможность контролировать поведение матерей по отношению к своим детенышам, ограничивая количество материала, доступного в окружающей среде для строительства гнезда, изменяя их поведение по отношению к своему потомству. Затем мы провели исследования на людях, наблюдая за тем, как матери ведут себя во время структурированных игровых сессий и как модели их действий влияют на эмоциональное и когнитивное развитие их детей.
Для количественной оценки поведения матерей на этих занятиях мы измеряли степень, в которой одно поведение предсказывало другое. Например, вероятность того, что мать будет разговаривать с ребенком и показывать ему игрушку, хорошо предсказывала, как часто она будет брать ребенка на руки. Мы также контролировали другие аспекты воспитания и окружения, такие как социально-экономический статус. Мы оценивали развитие детей и щенков, проводя когнитивные и эмоциональные тесты, а также опросники поведения детей.
Во всех наших исследованиях на животных и людях мы обнаружили, что предсказуемые модели поведения родителей приводили к лучшему эмоциональному и когнитивному функционированию их детей в последующей жизни. Хотя наши исследования были сосредоточены в основном на матерях, вполне вероятно, что те же принципы применимы и к отцам.
Развитие мозга вашего ребенка
Наши результаты показывают, что на развитие ребенка влияет не только «позитивное» или «негативное» воспитание. Для эмоционального развития мозга ребенка не менее важно, чтобы родители заботились о нем предсказуемо и последовательно.
Существует множество не зависящих от родителей обстоятельств, которые могут повлиять на развитие ребенка, например, бедность, война или миграция. Однако осознание роли предсказуемого и последовательного поведения в развитии мозга может помочь родителям создать оптимальную среду для своего ребенка в процессе его эмоционального роста. Беседа
Талли З. Барам, профессор педиатрии, анатомии и нейробиологии, неврологии, физиологии и биофизики, неврологических наук, Калифорнийский университет, Ирвайн.
Оригинал earth-chronicles.ru