Современный мир сшит нитями письменного языка. Для людей с дислексией, страдающих расстройством чтения, бесконечный клубок слов может казаться препятствием к выживанию.
Это неврологическое заболевание, при котором расшифровка текста вызывает трудности, долгое время рассматривалось исключительно как расстройство обучения, но в мире, полном неизвестных вещей, оно может принести пользу людям и их обществу.
Психологи из Кембриджского университета Хелен Тейлор и Мартин Дэвид Вестергаард пересмотрели традиционный взгляд на дислексию как на недостаток, предположив, что ее неврологические особенности могут нести в себе преимущества при других обстоятельствах.
В частности, они предполагают, что мозг, которому трудно быстро интерпретировать написанные слова, может легче исследовать окружающую среду в поисках полезных подсказок, которые улучшают процесс принятия решений.
«Взгляд на дислексию, ориентированный на дефицит, не раскрывает всей истории», — говорит Тейлор.
«Это исследование предлагает новую концепцию, которая поможет нам лучше понять когнитивные преимущества людей с дислексией».
Дислексия характеризуется трудностями с превращением визуального формата написанного слова в осмысленный набор звуков — то, что в грамотности называют «фонемами».
Считается, что ею страдают от 5 до 20 процентов населения, и, как правило, способность к чтению откладывается на год или около того, что мешает им продолжать учиться по мере развития их сверстников.
Последствия такой задержки в стандартизированной системе образования могут быть глубокими, снижая уверенность в себе и самооценку и потенциально приводя к целому ряду социальных проблем.
Чтение задействует целый ряд визуальных, лингвистических и аттенционных сетей мозга. Поскольку до 80 процентов признаков этого заболевания зависят от наследственных факторов, вероятно, что-то в генах человека изменяет работу этих сетей в целом.
Поскольку дислексия поражает столь широкий спектр населения планеты и так сильно зависит от наших генов, вполне логично, что эволюция каким-то образом благоволила ей.
На фоне эволюции человечества культура чтения и письма появилась совсем недавно. Наша общая зависимость от эффективных навыков грамотности появилась еще позже, а это значит, что пагубное влияние дислексии на индивидуальное познание было бы незначительным до последних поколений.
На протяжении десятилетий психологи отмечали, что те, кто имеет признаки дислексии, как правило, лучше разбираются в глобальных абстрактных и пространственных рассуждениях. Они также склонны быть более изобретательными и лучше предсказывать результаты.
Это может быть стратегией преодоления в мире, который ценит способность извлекать информацию из стен текста. Однако Тейлор и Вестергаард считают, что это не так.
«Мы считаем, что трудности, с которыми сталкиваются люди с дислексией, являются результатом когнитивного компромисса между изучением новой информации и использованием существующих знаний, при этом положительным моментом является склонность к исследованию, которая может объяснить повышенные способности, наблюдаемые в некоторых сферах, таких как открытия, изобретения и творчество», — говорит Тейлор.
С психологической точки зрения, наш разум ограничен постоянным перетягиванием каната, называемым компромиссом между исследованием и эксплуатацией. Чтобы принять решение, мы должны быть уверены в том, что имеющаяся у нас информация точна и приведет к предсказуемому результату.
Мы можем подождать, пока у нас не появится более точная информация, рискуя при этом потерять обед (или, что еще хуже, самим стать обедом). Однако действуйте слишком быстро, и мы можем не узнать, почему наше решение оказалось ошибочным.
«Установление баланса между поиском новых возможностей и использованием преимуществ конкретного выбора является ключом к адаптации и выживанию и лежит в основе многих решений, которые мы принимаем в нашей повседневной жизни», — говорит Тейлор.
В другой жизни дислексия не будет проявляться как неспособность преобразовывать царапины в звуки в нашей голове — она будет способствовать развитию тех навыков быстрого принятия решений, которые могут иметь значение для жизни или смерти нашего общества».
Эта схема отражает более широкую тенденцию в патологии, которая рассматривает нейроразнообразие как в значительной степени обусловленное давлением меняющейся окружающей среды.
Важно не то, что какое-то одно расстройство является замаскированной сверхспособностью, а то, что наибольшие препятствия — это факторы, которые мы можем непосредственно контролировать. Изменение методов воспитания, например, или обсуждение способности, которая является исключительно вредной, может стать гораздо более эффективным «лекарством», чем любые таблетки или терапия.
Это исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
Оригинал earth-chronicles.ru