Римляне пили кровь гладиаторов как лекарство от эпилепсии!

Древние римляне были известны своими жестокими формами развлечений — публичными казнями, охотой на животных, гонками на колесницах и гладиаторскими играми. Однако зрелища не ограничивались пролитием крови гладиаторов — они ее еще и пили! Записи показывают, что в период с I по VI век богословы и медики считали, что употребление крови или печени гладиаторов может излечить эпилепсию.

Обычно гладиатор — это вооруженный боец, которого выводили на арену для сражения с другими гладиаторами, или дикими животными, или захваченными преступниками или военнопленными. Конец игры был прост — вооружённые обычным оружием, они сражались до последнего человека. Гладиаторы часто демонстрировали римскую воинскую дисциплину и боевые стратегии, а часто выжившие и победители почитались в той или иной форме, иногда изображались в популярном искусстве и культуре.

Римляне пили кровь гладиаторов как лекарство от эпилепсии!, изображение №2

Эпилепсия — это расстройство нервных клеток головного мозга, при котором организм испытывает припадки из-за того, что активность в мозге становится «ненормальной». Некоторые ученые отмечают, что истоки необычного метода питья крови гладиаторов для лечения эпилептиков берут начало в этрусских похоронных обрядах. Этруски — древний народ, чье влияние распространялось между реками Тибр и Арно, к югу от Апеннин, достигший своего расцвета в VI веке до нашей эры. Многие черты этрусской культуры были переняты римлянами, их преемниками на полуострове.

В то время как этруски были одержимы своей практикой погребения, поскольку они были очень религиозным народом, римляне секуляризировали эту практику и продолжали пить кровь гладиаторов на протяжении веков. На самом деле, некоторые источники 19-го и 20-го веков документируют эту практику вплоть до наших дней! Это даже включено в наблюдение англичанина Эдварда Брауна 1668 года о том, что люди посещали казни, чтобы собрать кровь жертв.

Римляне пили кровь гладиаторов как лекарство от эпилепсии!, изображение №3

Когда гладиаторский спорт был объявлен вне закона около 400 года нашей эры, внимание переключилось на кровь только что казненных людей, обладающую свойствами, способными излечить эпилепсию. Пока гладиаторский спорт был легальным в Древнем Риме, практиковалось брать еще «теплую» кровь убитого гладиатора и продавать ее тем, кто находился в толпе, причем сначала перерезалось горло. Эта кровь якобы «очищала душу», но со временем ее стали использовать специально как лекарство от болезней, в частности от эпилепсии.

Хотя люди на протяжении всей истории рассматривали человеческую кровь как лекарство от болезней, первое упоминание об этом как о форме лечения принадлежит римскому энциклопедисту. Аулус Корнелий Цельс написал объемное сочинение «De medicina» («О медицине») в 40 году нашей эры. Здесь он пишет: «Некоторые избавились от такой болезни (т.е. эпилепсии), выпив горячей крови из перерезанного горла гладиатора».

«Что же касается того, что действительно заботит врача, то последние средства таковы: пустить немного крови из обеих ног около лодыжки, надрезать заднюю часть головы и приложить чашки, прижечь в двух местах каутеризатором, на задней части головы и чуть ниже того места, где самый высокий позвонок соединяется с головой, чтобы губительный гумор мог выходить через ожоги. Если болезнь не была остановлена вышеупомянутыми мерами, то, вероятно, она останется на всю жизнь», — продолжает он.

Всего через 10 лет, в 50 году нашей эры, римский врач-фармаколог Скрибоний Ларгус сообщил о подобном методе лечения в своем сборнике рецептов под названием Compositiones. Глава Скрибония включает два новых элемента, которые придают этому лечению некую форму медицинского управления. Во-первых, он сказал, что три ложки крови гладиатора в течение тридцати дней, принимаемые 9 раз, превращают магическое происхождение в нечто, похожее на научное. Он также добавил, что печень гладиатора тоже полезна.

Римляне пили кровь гладиаторов как лекарство от эпилепсии!, изображение №4

Плиний Старший продолжит эту тему тем, что кровь мечника — это магическое лекарство от эпилепсии, часть большой серии шокирующих средств. Хотя исторически трудно установить связь между одним текстом и другим, кажется, что текст Цельса послужил вдохновением для Скрибония, Плиния и других последующих авторов.

В частности, известный врач первого века нашей эры Аретей Каппадокийский в своем труде «Лечение хронических болезней» говорит о теплой крови недавно убитого человека как о лекарстве. Одним из последних древних авторов, который прокомментировал кровь мечника как лекарство, является византийский врач Александр Тралльский, в 535 году нашей эры.

В первой из своих 12 «Медицинских книг» он пишет: «Возьмите окровавленную тряпку убитого мечника или казненного, сожгите ее, смешайте пепел с вином, и с помощью семи доз вы избавите больного от эпилепсии. Часто применяется с отличными результатами». Фердинанд Петер Моог и Аксель Каренберг из Института истории медицины и медицинской этики Кельнского университета, Кельн, Германия, выявили в общей сложности 8 источников, относящихся к периоду с I по VI век. На сегодняшний день они являются авторами наиболее полного трактата и исследования о крови гладиаторов как средстве от эпилепсии.

У этрусков, где зародилась эта практика, считалось, что павшие гладиаторы были подношениями богам и провожатыми умерших в мир иной. Для этого устраивались поединки между фехтовальщиками за умерших. Подобные практики встречались в древнем Китае, Индии, Месопотамии и Фракии. Несколько древних цивилизаций использовали кровь жертвы в качестве священного, целебного и обезболивающего вещества.

Печень также играла центральную роль в этрусских ритуалах жертвоприношения и медицинских диагнозах, на что, очевидно, ссылались и заимствовали в своих сочинениях римские авторы.

Страшна такая болезнь, как эпилепсия, своей кажущейся неизлечимостью, а иллюзия эффективности крови гладиаторов поддерживала ее актуальность на протяжении веков! Хотя многие писатели и врачи писали и документировали эту практику, очень немногие выразили тот ужас, который они должны были испытывать по поводу такого жестокого лечения такой жестокой болезни.

«Кровь гладиаторов пьют эпилептики, как будто в ней заключена жизненная сила», — писал Плиний Старший.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *