Пересадка фекалий в последние годы не сходит со страниц газет, демонстрируя многообещающие результаты во всем, начиная от лечения COVID-19 и заканчивая экспериментами по борьбе со старением на животных, но мы все еще только царапаем поверхность, говорят ученые.
У людей этот метод, при котором микробиота кала переносится от здорового человека к другому человеку, обычно используется для лечения таких заболеваний, как инфекция Clostridioides difficile (CDI) и воспалительные заболевания кишечника (IBD), но эксперты считают, что этот метод потенциально может быть использован для борьбы с гораздо более широким спектром заболеваний.
Мало того, разработав систему для аутологичной трансплантации кала (FMT), при которой донором и реципиентом является один и тот же человек, мы сможем обойти проблемы, которые иногда возникают из-за несовместимости доноров и реципиентов при гетерологичной трансплантации двух людей.
Но для этого нам необходимо собирать образцы кала людей, когда они молоды и здоровы, и хранить их для будущего использования в криохранилище на случай, если пациенту впоследствии понадобится пересадка.
Другими словами, мы все должны сдавать свой кал на хранение в банк на случай, если впоследствии нам понадобится снять деньги. Это может показаться радикальным, но это вполне серьезное предложение, говорят исследователи.
«Концептуально идея банковского хранения кала для аутологичной FMT похожа на то, как родители хранят пуповинную кровь своего ребенка для возможного использования в будущем», — говорит системный биолог Ян-Ю Лю из Гарвардского университета.
«Однако у банкинга кала больший потенциал, и мы предполагаем, что шанс использования образцов кала гораздо выше, чем у пуповинной крови».
Более того, банкинг кала уже существует: первый некоммерческий банк кала под названием OpenBiome открыл свои двери в Сомервилле, штат Массачусетс, в 2012 году.
С тех пор по всему миру открылось несколько подобных учреждений, хотя большинство из них, как правило, хранят образцы кала для последующей гетерологичной FMT, а не для аутологичной трансплантации; однако эти две системы не обязательно являются взаимоисключающими.
«В принципе, та же процедура скрининга хозяина и сбора образцов может быть использована для омоложения микробиома путем аутологичной FMT», — пишут Янг и другие исследователи в своей новой работе.
«Вместо того чтобы начинать с нуля, можно использовать существующие высокостандартные банки стула для омоложения микробиома с помощью аутологичной FMT».
Существует множество проблем, включая вопрос о том, как адекватно и безопасно хранить образцы стула в долгосрочной криоконсервации.
Но если эти проблемы удастся решить — и убедить людей в необходимости хранения кала в банке, — то в будущем мы можем столкнуться с новым смелым видением самопожертвования в медицине.
«Аутологичные FMT имеют потенциал для лечения аутоиммунных заболеваний, таких как астма, рассеянный склероз, воспалительные заболевания кишечника, диабет, ожирение и даже болезни сердца и старения», — говорит соавтор и эпидемиолог Скотт Т. Вайс из Гарвардского университета.
«Мы надеемся, что эта статья послужит толчком к проведению долгосрочных испытаний аутологичных FMT для профилактики заболеваний».
Результаты исследования представлены в журнале Trends in Molecular Medicine.
Оригинал earth-chronicles.ru