Астрономы обнаружили огромную сферическую структуру под галактической плоскостью Млечного Пути

Ученые обнаружили большие «пузыри» со всех сторон Млечного Пути с помощью мощного рентгеновского телескопа eROSITA.

На первой карте всего неба, составленной рентгеновским телескопом eROSITA, одним из двух инструментов на борту российской орбитальной обсерватории «Спектр-РГ», астрономы обнаружили новую удивительную деталь: крупномасштабную пузырчатую структуру под плоскостью Млечного Пути, занимающую значительную часть Южного неба.

Как объясняют ученые, подобная структура на северном небе известна уже давно. Многие годы считалось, что она возникла в результате взрыва сверхновой звезды вблизи Солнца десятки или сотни тысяч лет назад.

Однако, по данным Института космических исследований РАН, обнаруженные структуры в совокупности образуют «песочные часы».

Что представляют собой крупномасштабные пузыри в Млечном Пути?

Обнаруженные телескопом пузыри представляют собой структуры горячего газа по обе стороны галактического диска. Они хорошо видны в рентгеновском обзоре всего неба. Ученые предполагают, что необычные округлые структуры возникли, скорее всего, из-за ударных волн, вызванных мощным всплеском активности в центре нашей галактики десятки миллионов лет назад.

«Они были вызваны выбросом материи в результате активности сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики или гигантского всплеска звездообразования в газе центральной части Галактики», — говорят ученые.

Газовые пузыри были обнаружены благодаря высокой чувствительности и хорошему спектральному и угловому разрешению телескопа eROSITA, который сканирует все небо каждые шесть месяцев. Анализ полученных данных показал, что энергия, необходимая для образования этих пузырей, равна мощности 100 тысяч сверхновых, а размеры обеих структур сопоставимы с размерами всей Галактики Млечный Путь.

В чем важность этого открытия?

По мнению ученых, обнаружение этих пузырей поможет понять циркуляцию материи в Млечном Пути и вокруг него, а также в других галактиках, которые мы не можем наблюдать с такой степенью детализации из-за огромного расстояния до них.

Как отмечает академик Института космических исследований РАН Евгений Чуразов, размер пузырьков и температура газа позволяют судить лишь о суммарной высвобожденной энергии и приблизительно о временном масштабе.

Научный сотрудник Астрономического института им. Штернберга Владимир Сурдин в беседе с РБК отметил, что наличие пузырей говорит о том, что несколько десятков тысяч лет назад черная дыра в центре Галактики «была не совсем такой спокойной». Она могла выбрасывать в пространство огромные потоки энергии, которые нагрели газ в южной северной части Галактики до такой степени, что он до сих пор не может остыть.

По словам научного руководителя проекта eROSITA Питера Пределя, границы пузырей внутри Млечного Пути, скорее всего, являются следами ударных волн, вызванных мощным выбросом энергии из центра нашей Галактики в ее гало (вторичное свечение вокруг источника света).