Спрятанное на виду — в хранилище коллекции искусства Восточной Азии Художественного музея Цинциннати, казалось бы, ничем не примечательное бронзовое зеркало из Китая 15 и 16 веков. Являясь частью огромной коллекции, насчитывающей сотни тысяч других артефактов, оно оказывается чрезвычайно редким магическим зеркалом, с изображением Будды, окутанным мистическими лучами.
Магические зеркала: Япония и Китай
Будда сидит в своей типичной медитативной позе, а от него исходят лучи света. На обратной поверхности также есть шесть иероглифов «南無阿彌陀佛», которые являются ссылкой на Будду Амитабху, важную фигуру восточноазиатского буддизма.
В последний раз волшебное зеркало выставлялось в 2017 году, а до этого десятилетиями хранилось на полке в подсобном помещении. Волшебное зеркало — это древний вид китайского искусства, относящийся к династии Хань (202 год до н. э. — 220 год н. э.). Это прозрачные или пропускающие свет зеркала, и, согласно заявлению музея, «…когда на них проецируется свет, зеркала кажутся прозрачными и показывают иероглифы или декоративный рисунок».
Куратор музея искусства Восточной Азии, доктор Хоу-мей Сунг, ответственна за то, что этот прекрасный исторический артефакт появился на свет. Она увидела необычайное сходство с зеркалами японского периода Эдо, хотя они были меньше, чем те, что хранятся в музеях Токио, Шанхая и Нью-Йорка, и имели более сложный стиль китайской письменности.
Это побудило ее посетить хранилище музея прошлой весной и посмотреть на зеркало, которое является частью коллекции музея уже более 50 лет. Для проведения экспертизы ее сопровождал эксперт по консервации. «Я попросила ее посветить на зеркало сильным, направленным светом», — рассказывает доктор Сунг. «Она использовала свой мобильный телефон (фонарик), и это сработало».
Позднее зеркало было взято для проведения экспериментов с использованием мощного и сфокусированного света, который должен был выявить изображение Будды.
По словам доктора Сунга, Художественный музей Цинциннати входит в небольшое число учреждений в мире, обладающих этим типом волшебного зеркала. Редкими буддийскими зеркалами владеют только два других учреждения, включая Нью-Йоркский музей Метрополитен и Токийский национальный музей. Однако оба они относятся к японскому периоду Эдо и, возможно, не такие древние, как недавно обнаруженный китайский аналог.
«Это национальное сокровище Китая, и нам очень повезло, что мы заново открыли этот редкий артефакт и выставили его в Цинциннати», — сказал Сунг.
«Я знаю, что ученые, изучающие азиатское искусство, приедут в Цинциннати, чтобы увидеть его, и я рада, что они смогут узнать больше о нашей коллекции, находясь здесь», — сказала она. Она надеется, что эта находка «вдохновит посетителей узнать больше о многих редких произведениях азиатского искусства в нашей коллекции».
Искусство изготовления отражающих зеркал
Искусство изготовления отражающей бронзы не ограничивается только Китаем, хотя он является одной из первых культур, доведших его до совершенства. Они были найдены от Древнего Египта до долины Инда. Япония также позже развила и усовершенствовала эту технику в период Эдо (1603-1868 гг.).
Таинственная отражательная техника создавалась путем нанесения изображений, слов и узоров на одну сторону. Затем ровную поверхность с другой стороны царапали и соскабливали, а затем полировали, чтобы получилось «обычное» зеркало.
«Однако, когда зеркало находится под ярким солнечным светом, его отражающая поверхность может быть «видна насквозь», что позволяет рассмотреть в отражении на темной стене написанные символы или узоры на обратной стороне. Каким-то загадочным образом твердая бронза становится прозрачной, что привело к китайскому названию этих предметов — «светопроникающие зеркала»», — говорится в статье ЮНЕСКО.
Когда солнечный свет попадает на отражающую поверхность определенным образом, скрытое изображение обычно совпадает с рисунком на обратной стороне. Это создавало оптическую иллюзию, что свет проходит прямо через зеркало.
В случае с нынешней находкой на обратной стороне была добавлена вторая металлическая пластина, что позволило спрятать оригинального Будду внутри. В целом, зеркало имеет диаметр 22 см и, вероятно, использовалось как религиозное украшение в храме или элитном доме.
«Неважно, сколько вы можете объяснить теоретически, все зависит от мастера, который полирует поверхность, что чрезвычайно сложно. Вот почему они так редки», — объясняет доктор Сунг, признаваясь, что эксперты до сих пор не понимают, каким образом металл обрабатывался ремесленниками.
Она считает, что во многих музеях есть такие зеркала, спрятанные где-то в запасниках музеев, что открывает возможность для множества исторических исследований на эту тему.
Оригинал earth-chronicles.ru