Древний Китай известен своими знаменитыми династиями, богатой культурой и одними из первых в мире «передовыми» технологическими инновациями. Одним из самых известных творений древнего Китая является Большой китайский канал — рукотворный водный путь, который до сих пор связывает несколько китайских городов для торговли и путешествий. Фактически, китайский Большой канал является самым длинным рукотворным водным путем в мире, достигая в длину чуть более 1770 километров!
Хотя Большой китайский канал и сегодня используется для торговли и перевозок, его строительство и развитие во многом поражает своей исторической значимостью. В этой статье мы рассмотрим, что именно представляет собой канал, что он делает и почему он был построен.
Большой китайский канал: Гениальный шедевр водного транспорта!
Большой канал Китая, известный в Китае как Большой канал Цзин-Хан, является самым длинным каналом в мире. Канал соединяет реки Желтая и Янцзы, проходя через провинции Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян и Хэбэй. Он начинается в Пекине и заканчивается в Ханчжоу, а его длина «официально» составляет 1 776 километров. Максимальная высота канала составляет 42 метра, в высоких горах Шаньдуна, где для подъема или спуска судов в воду используется специальный шлюз.
Великий китайский канал, по сути, воссоединил и соединил Северный Китай с Южным Китаем через две крупнейшие реки страны и стал основой сложной всекитайской торговой сети. После строительства канала стало гораздо проще перевозить зерно с юга на север, где проживало большинство китайских политических и военных лидеров.
Во время войны канал использовался как защитный механизм Китая от вражеских войск. В некоторых местах, например, вдоль Желтой реки, дамбы, которые обычно сдерживали воду, были разрушены, чтобы вызвать массовое наводнение вокруг канала, чтобы «смыть» вражеские войска и защитить китайские силы выше по течению.
Исторически сложилось так, что озеро Ляньху подавало воду в канал рядом с его Цзяннаньским ответвлением. Поскольку канал искусственный, воду в него приходится подавать вручную, чтобы уровень воды был достаточно высоким для прохода больших судов. Озеро Ляньху — рукотворное озеро, которое было построено для подачи воды в канал.
В течение многих лет озеро было под надежной защитой от разрушения, но с течением веков защита уменьшалась, так как различные государственные структуры меняли законы о защите озера. Сейчас озеро слишком мелкое, чтобы питать канал, и используется исключительно как место отдыха. Местные жители надеются, что возросший интерес к озеру приведет к его восстановлению в качестве источника воды для Большого канала.
На протяжении всей истории Большой канал обеспечивал защиту и расширял доступ к товарам для китайского народа. Благодаря этому расширению доступа к товарам, Большой канал долгое время служил ключевой транспортной системой в экономике Китая. Торговля, которая раньше была сложной и отнимала много времени, теперь значительно ускорилась благодаря каналу, который до сих пор используется для перевозки сыпучих материалов и больших контейнеров на баржах между севером и югом Китая. В число перевозимых товаров часто входят уголь, гравий, дизельное топливо, песок и строительные материалы.
Строительство Большого канала с годами оказало влияние и на окружающие земли. Благодаря расширению доступа к воде, земли, прилегающие к каналу, стали чрезвычайно плодородными, что значительно улучшило сельское хозяйство в этом районе на протяжении веков. Сельскохозяйственные урожаи с этих земель затем отправлялись по каналу через всю страну, что сделало регион самодостаточным экономическим регионом.
Первый участок Большого китайского канала датируется 468 годом до нашей эры!
История Большого китайского канала восходит к 468 году до нашей эры. Хотя именно тогда канал был первоначально построен, на протяжении веков он претерпел несколько реконструкций и расширений, пока не превратился в современную огромную систему водных путей.
В первом году своего правления Фу Чай, король государства У, приказал своим людям прорыть канал Хангоу, что стало первым шагом к созданию Большого китайского канала. Король Фу Чай хотел иметь более простой способ транспортировки грузов на север в случае необходимости вступления в войну с государствами Сун, Лу и другими. По этой причине канал Хангоу был соединен с реками Хуай и Цзян. После завершения строительства этого участка канала, примерно после 475 года до н.э. был прорыт еще один канал — Дагоу, который соединил реки Хэ и Цзи. После завершения строительства этих двух начальных участков Большой канал Китая соединился с четырьмя крупными реками — Хуай, Цзян, Хэ и Цзи.
Первые два участка Большого канала Китая, в Чжэцзяне и южной части Цзянсу, были построены в основном во времена династии Суй (581-618 гг.) в период массовой миграции из бассейна Желтой реки на севере в южные районы Китая. Хотя политическая власть оставалась на севере, юг становился все более зажиточным за счет мигрантов, которые обрабатывали высокоплодородные земли юга. Поэтому первые участки канала были, прежде всего, быстрым способом доставки продовольствия с юга на север.
Большой канал работал так, как и ожидалось, примерно до 600 года нашей эры, когда на дне одного из каналов начали возникать проблемы, связанные с накоплением ила. Баржам становилось все труднее и труднее проплывать через эти узкие места канала, и в конце концов они не смогли пройти. В результате старый канал, забитый илом, был заброшен ради нового канала, который шел параллельно старому.
Император Ян из династии Суй приказал расширить Большой канал Суйтан. Он организовал около 3,1 миллиона рабов и преступников для выполнения работ. Этот этап строительства позволил улучшить канал Хангоу, а также создать три совершенно новых канала в течение семи лет. Новыми каналами стали канал Юнчжи, канал Тунчжи и канал Цзяннань. По оценкам, 2,5 миллиона рабочих, строивших каналы на этом этапе, умерли от переутомления и болезней.
Система каналов Ян династии Суй соединяла Лоян и Ханчжоу до XIII века, когда работы над системой продолжились. Много лет спустя канал Юнчжи использовался для транспортировки китайских войск во время Когурё-суйских войн на Корейском полуострове.
Наряду с каналами, династия Суй воспользовалась преимуществами новых плодородных земель и ввела систему курьеров. Была построена императорская дорога и несколько почтовых отделений, чтобы помочь в транспортировке товаров с юга на север.
Вдоль Желтой реки также были построены дамбы, что в конечном итоге привело к созданию шлюзов для каналов, которые могли использоваться для поднятия уровня воды, чтобы помочь кораблям избежать застревания в низких водах.
Династия Тан (618-906 гг. н.э.) «унаследовала» огромные выгоды от расширения Большого канала династии Суй. Во время правления династии Тан Янчжоу стал процветающим городом благодаря близости к каналам и превратился в центр крупнейшего экономического региона Китая. А поскольку стоимость перевозки зерна, благодаря каналу, неуклонно снижалась, другие товары также начали «путешествовать» по Большому китайскому каналу.
К сожалению, всему хорошему приходит конец. Из-за восстания Ань Ши в 8 веке экономика Китая пошла на спад. Значительные войны и наводнения нанесли финансовый удар по стране и системе каналов. Наводнения были настолько сильными, что тысячи людей на юге погибли. В ответ на это Янчжоу был заменен Кайфэном как самый стабильный город Китая и даже стал столицей во времена династии Сун несколько десятилетий спустя.
Во время правления династии Юань (1271-1368) Большой канал был снова расширен. Столица Китая переместилась в район современного Пекина, и доступ к Кайфэну больше не был необходим. Новый канал был построен между реками Сишуй и Вэйшуй, а еще один — между Даду (ныне Пекин) и Тунчжоу. Именно это соединение и дало каналу следующее великое название — Большой канал Цзин-Хан (он же Пекин и Ханчжоу). Реализация этого проекта заняла более десяти лет и потребовала более четырех миллионов рабов. Среди рукотворных каналов или рек, которые были «созданы» на этом этапе, были река Цзичжоу, река Хуитун и река Тонхуэй.
После последних дополнений к Большому китайскому каналу некоторые из старых каналов были заброшены и не совершенствовались до XV века династии Мин. Император династии Мин, Юнлэ, узнав, что транспортировка зерна становится все медленнее и труднее, решил восстановить и отремонтировать все старые каналы с помощью 165 000 рабочих. После восстановления Большой китайский канал принес значительное экономическое процветание близлежащим городам.
Хотя восстановление при династии Мин помогло на многие годы, в XVIII и XIX веках вновь возникли проблемы из-за частых наводнений на Желтой реке. В какой-то момент наводнение было настолько сильным, что река полностью изменила свое русло, сделав канал Шаньдун бесполезным.
Многие из этих каналов снова пришли в упадок, а некоторые даже превратились в плоскую землю. В XX веке Китайская Народная Республика обратилась с просьбой о реконструкции канала, которая была удовлетворена. В 1990-х годах вода была восстановлена из загрязненного состояния, и работа над каналами продолжается до сих пор, хотя многие из этих древних водных путей снова функционируют.
Удивительная незавершенная работа
Как уже упоминалось ранее, Большой китайский канал функционирует и сегодня. Хотя в настоящее время он не используется в качестве защитного механизма, он, безусловно, используется для транспортировки сыпучих материалов на баржах, что обеспечивает север и юг Китая товарами, необходимыми для многих аспектов повседневной жизни.
Кроме того, в настоящее время судоходным является только участок между Ханчжоу и уездом Ляншань, остальные участки перекрыты. Современные маршруты обычно имеют семь остановок: канал Цзяннань, канал Ли, канал Лу, Южный канал, Северный канал, река Тонгуй, Внутренний канал и Средний канал.
В настоящее время Большой канал Китая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включен в этот список в 2014 году благодаря своей исторической, культурной и технологической ценности для Китая. В настоящее время планируется завершить реставрационные работы на канале до 2030 года, чтобы сохранить эту невероятно длинную достопримечательность на долгие годы.
Также ведется дополнительное строительство проекта по переброске воды с юга на север, который призван обеспечить северный Китай более чистой водой из реки Янцзы. Если вы когда-нибудь окажетесь в Китае, обязательно посетите этот невероятный канал и узнайте больше о богатой культуре Китая.
Оригинал earth-chronicles.ru