Римский город, стоявший на месте столицы современной Андалусии, в начале III века нашей эры подвергся воздействию сокрушительного природного явления.
В 1970-х годах в Эсихе, городе в испанской провинции Севилья, археологи обнаружили две римские надписи, сделанные на табличках, датируемых 245-253 годами нашей эры. В них говорится о том, что император того времени освободил от налогов римскую провинцию Бетику (примерно соответствует современной Андалусии, региону на юге Испании). Но в чем была причина императорской милости — оставалось загадкой.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Natural Science in Archaeology, международная группа ученых под руководством Марио Гутьерреса-Родригеса (Mario Gutiérrez-Rodríguez) из Университета Хаэна (Испания) предложила свое объяснение древней загадки.
Исследователи утверждают, что гигантское цунами, начавшееся в Кадисском заливе, обрушилось на сушу, разрушило многочисленные прибрежные поселения и дошло до Севильи — хотя та расположена в десятках километров от морского побережья. Это открытие сделали после раскопок и изучения общественного здания римской эпохи.
Руины римского здания / ©Mario Gutiérrez-Rodríguez et al.
В работе сказано, что в 400 году до нашей эры Атлантический океан образовал большую лагуну, известную в древности как Lacus Ligustinus, в устье реки Гвадалквивир — сейчас это Лас-Марисмас, приморские болота Андалусской низменности. В наши дни устье Гвадалквивира представляет собой эстуарий шириной до семи километров.
Примерно в 70 километрах от устья, на обоих берегах Гвадалквивира, расположена Севилья. Поселение на этом месте было основано финикийцами еще в III тысячелетии до нашей эры (тогда оно называлось Сефеле). А в середине II века до нашей эры римляне основали там город Гиспалис, который стал центром римской колонии. В римские времена расстояние от морского побережья до Гиспалиса составляло около 40 километров.
Залогом процветания Гиспалиса стал Гвадалквивир. Река была достаточно большой, чтобы корабли средних размеров, перевозившие минералы, нефть, вина и другие товары, могли доходить не только до Гиспалиса, но и выше — вглубь страны, до современной Алкала-дель-Рио (примерно в 16 километрах от Севильи). Сам севильский порт был довольно крупным: его длина превышала километр, через него проходило примерно 18 тысяч тонн товаров в год.
С 2009 по 2014 год группа археологов проводила раскопки на территории одной из севильских площадей. Были раскопаны археологические слои от IX века до нашей эры и вплоть до XIII века нашей эры. В числе находок — хорошо сохранившееся римское общественное здание, построенное во времена Поздней республики (60-30 годы до нашей эры). Строение окружало собой центральный двор с галереей колонн в его южной части. Ученые определили этот объект как торговое и административное помещение, связанное с речным портом Гиспалиса.
Внутренний двор здания / ©Mario Gutiérrez-Rodríguez et al.
Анализируя руины здания, первая группа археологов, изучавшая этот объект, пришла к выводу, что древнее строение несколько раз незначительно ремонтировали при династии Флавиев (конец I века нашей эры). А вот позже, при династии Северов, в период между 200 и 225 годами нашей эры, его уже серьезно перестраивали. По мнению исследователей, тогда произошло «повсеместное разрушение архитектурных остатков, [и] большая часть южных стен, по-видимому, была смещена от своего первоначального положения [внешней силой], всегда в одном и том же направлении, на северо-запад».
В то время археологи исключили цунами по двум основным причинам: потому что объект находится на высоте шести метров над уровнем моря, а расстояние между Гиспалисом и побережьем Кадисского залива, в который впадает Гвадалквивир, слишком велико для цунами. Другими словами, чтобы цунами разрушило здание, оно должно было быть больше, чем все зарегистрированные до сих пор.
Авторы новой работы решили, что заключения, основанного на визуальном анализе объекта, недостаточно, поэтому они провели междисциплинарное исследование, в котором сочетались макро- и микромасштабные методы и техники. Ученые использовали датировку по углероду-14, микроморфологию, минералогию, геохимию, микропалеонтологию, ультрафиолетовую флуоресцентную микроскопию, ускорительную масс-спектрометрию, а также другие методы, чтобы заново изучить место и найти новые ответы.
Они обнаружили, что многие архитектурные элементы (осколки мрамора, куски плитки и прочее) не принадлежали этому зданию: его построили из других материалов и с использованием иных технологий. Скорее всего, эти архитектурные детали попали в здание в результате цунами, а потом остались на месте из-за наводнения. По расчетам авторов отчета, наводнение произошло между 197 и 225 годами.
Архитектурные фрагменты, не являвшиеся деталями исследованного здания / ©Mario Gutiérrez-Rodríguez et al.
Кроме того, ученые нашли остатки морской фауны и следы растений, характерных для эстуария Гвадалквивира, в котором пресная вода реки смешивается с соленой водой Атлантики. Это подтверждает их вывод о том, что город, находящийся настолько далеко от побережья, стал жертвой цунами и последующего наводнения: воды Гвадалквивира пошли вспять, подталкиваемые морскими волнами высокой энергии.
По мнению исследователей, это объясняет загадку, о которой мы сказали в самом начале: почему императоры дали Бетике статус prouincia immunis — то есть провинции, освобожденной от налогов. Как считают ученые, этот статус чаще всего присваивали после стихийных бедствий — например, цунами.
Оригинал earth-chronicles.ru