Сотрудники Управления водных путей и судоходства немецкого района Киль-Хольтенау, расположенного по окончании Кильского канала, у Кильской бухты в Балтийском море, зимой 2020 года проводили плановые работы в реке Траве, когда выявили аномалии в показаниях многолучевого эхолота. Спустя более чем год, в августе 2021-го, место исследовали дайверы: оказалось, на глубине 11 метров лежали обломки некоего корабля. Наконец, по прошествии еще пары месяцев к изучению фрагментов приступили ученые из Кильского университета.
Они потратили восемь месяцев, совместно с водолазами совершили 13 погружений общей продолжительностью 464 минуты, чтобы исследовать судно. Отчет опубликован на сайте вуза.
«Независимая датировка балок, проведенная в трех разных лабораториях, показала, что судно, вероятнее всего, построили в середине XVII века, — рассказал доктор Фриц Юргенс из Института доисторической и протоисторической археологии Кильского университета. — Вы всегда надеетесь найти нечто подобное, и вдруг оно оказывается прямо перед глазами. Это действительно уникально, в том числе лично для меня».
[embedded content]
С помощью снимков и видеозаписей исследователи создали 3D-модели, чтобы определить изначальную длину корабля. Оказалось, она была равна 20-25 метрам, что соответствует грузовому парусному судну среднего размера. «Эта находка необычна для западной части Балтийского моря, — отметил Юргенс. — До сих пор подобные затонувшие корабли, относящиеся к разным векам, находили только в восточной части Балтийского моря».
Торговое судно перевозило повсеместно использовавшуюся в строительстве негашеную известь — примерно 150 бочек. В Средние века и раннее Новое время (вторая половина XV века и до конца XVIII века) этот материал добывали, обжигая натуральный известняк, а затем гасили в специальных ямах и делали раствор. Вообще, первыми известковые растворы для штукатурки храмов применяли еще древние индейцы.
По-видимому, судно направлялось из Скандинавии в портовый город Любек на берегу Балтики, но не достигло своего пункта назначения. Предположительно, оно село на мель на излучине реки Траве, получило серьезные повреждения и в итоге затонуло. Точную причину крушения только предстоит установить.
Спустя 400 лет остались лишь деревянные балки и крупные части груза, облепленные и съеденные корабельным червем. Прошло бы еще немного времени, и свидетельство развитой морской торговли Ганзы — политического и экономического союза портовых (и не только) городов Северо-Западной Европы, просуществовавшего с середины XII века по XVII век — было бы уничтожено.
Оригинал earth-chronicles.ru