В первой главе я затронул вопрос о том, существовал ли Иисус из Назарета на самом деле, и представил очень странную гипотезу Франческо Каротты о том, что исторической моделью, лежащей в основе Агнца Божьего, был некто Гай Юлий Цезарь.
Я закончил кратким обзором характера и достижений Цезаря, целью которого было установить, во-первых, что память Цезаря была запятнана его врагами и их попутчиками на протяжении веков; и, во-вторых, что его характер разделяет многие черты личности, связанные с Иисусом — прежде всего, сильный акцент на милосердии и первостепенную заботу о благополучии бедных.
Само по себе это не приближает к установлению правдоподобности связи между Иисусом и Цезарем. Для этого нам необходимо рассмотреть некоторые конкретные случаи из биографии Цезаря, чем мы сейчас и займемся. Большая часть нижеследующего является дистилляцией работы Франческо Каротты, который вдается в гораздо большее количество деталей, чем я способен изложить здесь; другими словами, это легкий глосс, который многое оставляет без внимания. С этим покончено, приступим.
Цезарь утверждал, что происходит от Венеры, а его божественное происхождение идет от римского основателя Энея. Аналогично, Иисус, как утверждалось, происходил из рода Давида и был буквальным сыном Яхве. Также можно отметить, что голубь был символом Венеры и играет важную роль в христианской символике.
Цезарь рано встретился с греческим царем Никодимом, будучи молодым человеком с дипломатической миссией; Иисус имел судьбоносную встречу с Никодимом, членом правящего Синедриона и одним из первых последователей Иисуса.
Цезарь в молодости стал flamen dialis, первосвященником Юпитера, а позже был возведен в сан pontifex maximus4, высший религиозный пост в Риме; Иисус явно исполнял роль религиозного учителя, его называли раввином, и он был известен как способный ученик, который регулярно ставил в тупик своих религиозных учителей.
Цезарь общался с плебеями и простолюдинами; Иисус ходил среди грешников.
Цезарь пошел на север в Галлию; Иисус пошел на север в Галилею.
По возвращении из Галлии Цезарь перешел реку Рубикон; Иисус перешел реку Иордан. Обе переправы были судьбоносными.
После перехода Рубикона Цезарь осадил и взял город Корфиний, начав тем самым гражданскую войну; после перехода через Иордан Иисус отправился в Кафарнаум и начал свое служение.
Цезарь вступил в конфликт с Помпеем Магнусом, своим бывшим другом и соперником за расположение народа; Иисус вступил в конфликт со своим бывшим другом и соперником Иоанном Крестителем, проповедником, подготовившим путь.
Как поддержка Помпея вознесла Цезаря на вершину римской политики, так и крещение Иисуса Иоанном дало толчок служению Иисуса.
Проиграв решающую битву кесарю в гражданской войне, Помпей бежал в Египет и был обезглавлен головорезами царя Птолемея; Иоанн Креститель встретил тот же конец по приказу царя Ирода. Иисус и Цезарь были глубоко опечалены таким поворотом событий.
Во время гражданской войны произошел случай, когда Цезарь, пытаясь переправить свою армию через море, имея слишком мало кораблей, в отчаянии спрятался на борту небольшого судна. Ветер повернул против корабля, и рулевой отчаялся; тогда Цезарь явился ему и сказал, чтобы он не унывал, потому что удача Цезаря была с ними. Здесь есть параллели с тем случаем, когда Иисус ходил по воде: Иисус пытался отогнать народ; он послал своих учеников на маленькой лодке, ветер стал против них, и они отчаялись; затем Иисус появился из ниоткуда и сказал им успокоиться.
У Цезаря была печально известная любовная связь с Клеопатрой, которую римляне считали распутной соблазнительницей; у Иисуса был роман с проституткой Марией Магдалиной.
Цезарь въехал в Рим с классическим римским триумфом (на самом деле их было четыре, что было беспрецедентно), народ выстроился на улицах и приветствовал его; Иисус въехал в Иерусалим аналогичным образом, народ приветствовал его прибытие, размахивая пальмовыми ветвями.
Во время своих триумфов Цезарь устраивал эпулы, пышные публичные пиры, на одном из которых, как сообщалось, по всему городу было накрыто 22 000 столов, на которых подавали несколько тысяч угрей, а также щедрые амфоры, наполненные вином, а не водой; когда какой-то неблагодарный жаловался, что эпула не дотягивает до щедрости Цезаря, он устраивал еще один, более масштабный банкет, чтобы доказать свою правоту. Реформирование зерновой раздачи, ограничив право на нее действительно бедными (и тем самым предотвратив присвоение зерна на черном рынке), также было одной из целей его политики. Чудеса Иисуса заключались в кормлении своих последователей хлебом и рыбой — кормление 5000 и кормление 4000.
Цезаря римский народ умолял сделать себя царем, а сенаторы обвиняли его в желании стать царем, но он неоднократно отказывался от этой чести, дойдя до того, что упрекнул Марка Антония, когда Антоний предложил ему лавровый венок царской власти во время праздника; Иисуса народ умолял сделать себя царем, а книжники обвиняли его в желании стать царем, но он неоднократно отказывался от этого, настаивая на том, что пришел не для того, чтобы стать царем Иудеи, и упрекал своих апостолов, когда они настаивали на этом.
Цезаря предал один из его ближайших друзей, Марк Юний Брут; Иисуса предал один из его апостолов, Иуда. Обратите внимание, как похожи имена Юний и Иуда. Оба предательства были связаны с заговорами правящего совета, сенаторов, с одной стороны, и Синедриона — с другой; оба заговора были продиктованы завистью к народной любви и опасениями потерять свою власть и престиж из-за выскочки.
Убийственный удар на заседании сената нанес сенатор Гай Кассий Лонгин; внебиблейская христианская традиция гласит, что Иисуса избавил от страданий центурион Лонгин, который пронзил его копьем в бок, породив тем самым легенду о Копье Судьбы.
Ах-ха! скажете вы. Но Цезарь был убит, получив дюжину ножевых ранений от толпы разъяренных сенаторов, в то время как Иисус был распят. Где же здесь соответствие? И действительно, да, Цезарь умер, обтекая весь пол Сената. Однако его похороны были довольно интересными. Марк Антоний создал восковое чучело Цезаря в той позе, в которой Цезарь был найден мертвым, с ранами и всем остальным, которое для наглядности было прикреплено к кресту вместе с его окровавленными одеждами. Чучело подняли перед толпой, чтобы плебеи могли воочию увидеть, что сделали с их чемпионом. Антоний был шоуменом.
Когда толпа находилась в таком состоянии и была близка к насилию, кто-то поднял над погребением восковое чучело Цезаря — самого тела, лежащего на спине на погребении, не было видно. С помощью механического приспособления чучело поворачивали во все стороны, и можно было видеть двадцать три раны, нанесенные жестоким образом на всех частях тела и на лице. Это зрелище показалось людям настолько жалким, что они больше не могли его выносить. Завывая и причитая, они окружили здание сената, где был убит Цезарь, сожгли его и бросились на поиски убийц, которые некоторое время назад скрылись.
Механическое устройство, о котором идет речь, было тропеумом — крестообразным приспособлением, на которое подвешивали вещи для демонстрации. Цезарь был известен тем, что демонстрировал на тропеуме свои различные военные трофеи и часто помещал это устройство на своих монетах, до такой степени, что тропеум стал символически ассоциироваться с ним.
Похороны Цезаря превратились в бунт. Люди были разъярены и просто вышли из себя. В итоге они сложили гигантский костер посреди Форума из всех доступных кусков дерева, которые смогли найти, и отправили Цезаря к богам в огромном пламени. В течение всей ночи люди собирались, чтобы оплакать его и бросить на костер ценные вещи, принося в жертву драгоценности, золото и изысканную одежду. Это было некоторым отступлением от приличий: тела не должны были кремировать в черте города (как и хоронить их там), поскольку границы города ограничивали внутреннее, священное пространство (как это было во всех древних городах). Очевидно, что в данном случае люди не слишком беспокоились о святотатстве. Помимо того, что они скорбели так, как никогда прежде, они были слишком заняты сожжением сената и убийством тех, кого обвиняли в причастности к убийству, чтобы слишком беспокоиться о приличиях.
Примечательно, что иудейская делегация, как сообщается, несла бдение у костра всю ночь; очевидно, Цезарь хорошо к ним относился, и они были особенно огорчены его убийством. Это свидетельствует о том, что Цезарь был героем не только для граждан Рима; более того, это показывает, что Цезаря высоко ценили в еврейской общине.
Я читал достаточно много исторических книг. Убийство политических лидеров — обычное дело. Как и большие государственные похороны. Это, пожалуй, единственный известный мне пример, когда целый город был настолько обезумел от горя из-за убийства своего лидера, что поднял бунт, сжег город дотла и разорвал на части всех, кто, по их мнению, имел к этому отношение. На всякий случай, если вам интересно, как любили Цезаря.
После похорон народ уже начал относиться к Цезарю как к богу — Divus Julius. Это само по себе было более или менее стандартной практикой в античности: существовал давний обычай обожествления героев, которым возводили святилища, устраивали пиры в их честь и приносили жертвы в их память. Этот обычай был настолько похож на беатификацию святых, что почти наверняка католическая практика является адаптацией героической традиции. В некотором смысле это была почти основа европейского язычества. Как показал классический историк и филолог Нума Дени Фюстель де Куланж в своей тщательной реконструкции религии античности «Древний город», язычество было организовано не столько вокруг поклонения Юпитеру и остальным членам олимпийского пантеона, сколько на основе бытового поклонения духам предков или ларам — домашним богам. Другими словами, предполагалось, что после смерти человек становился богом… вопрос лишь в том, насколько великим богом он становился.
Теперь вы можете вспомнить, что Цезарь умер в мартовские иды — 15 числа месяца. Его похороны состоялись 17-го числа, когда в Риме проходил праздник Либералии в честь аналога Вакха — Либер Патера, который ассоциировался с растительностью, плодородием и вином. Либералии были праздником ежегодного воскрешения природы, и символическая связь этого праздника с похоронами Цезаря устанавливает связь с возрождением. Следует также отметить, что женщины раздавали специальные пироги, а вино употреблялось; в этом есть сходство с хлебом и вином Евхаристии, а также предполагается связь между римскими пирогами Либералии и такими пасхальными сладостями, как булочки с горячим крестом.
Примечательно, что Пасха приходится на период с конца марта по конец апреля, в зависимости от того, когда происходит первое полнолуние после весеннего равноденствия. Временное совпадение дат Пасхи и Либералии наводит на размышления. Однако, похоже, дело не ограничивается этим. В своей книге «Христос и кесарь», вышедшей в 1957 году, немецкий теолог Юджин Штауффер отметил, что
Римский народ прославлял умершего кесаря в уникальной страстной литургии, которая перекликается с древними восточными плачами по поводу смерти великих богов благословения, и многие мотивы которой обнаруживают удивительную связь с литургией Страстной пятницы римской мессы».
В книге Каротта с большим трудом реконструирует литургию страстей Цезаря и демонстрирует многочисленные параллели с христианским празднованием Пасхи, элементы которой, как он отмечает, не отражены в Евангелиях.
Через четыре месяца после смерти Цезаря, в течение месяца, носящего его имя, проводились фестивальные игры, чтобы почтить его память. Во время фестиваля появилась необычайно яркая комета, Sidum Iulium или Caesaris astrum. Она была видна невооруженным глазом в течение целой недели, что просто поразительно. Она была видна днем, что бывает довольно редко; это одна из 5 известных комет, которая была ярче любой звезды на небе. Возможно, это была самая яркая комета за всю историю наблюдений.
Комета Цезаря довершила дело. Люди видели ее не только в Риме, но и по всей Римской империи, потому что как же иначе, и, учитывая время, они пришли к выводу, что наблюдали, как дух Цезаря поднимается в небеса, занимая свое место в Пантеоне. Он упал, умер и снова воскрес.
Сидум Иулиум стал символом Цезаря и некоторое время после этого появлялся на монетах, поскольку последующие императоры стремились связать свое имя с его именем. Первоначально он изображался в виде семиконечной звезды, а восьмая спица с нечеткой головой обозначала тело кометы. Со временем это изображение стало более стилизованным, превратившись в симметричную шестиконечную звезду-бурст с головой кометы наверху. Это было удивительно похоже на христианскую букву Chi Rho, которая происходит от первых двух букв греческого Christos, ΧΡΙΣΤΟΣ.
Астрономическое явление также связано с повествованием об Иисусе, хотя, конечно, Вифлеемская звезда появляется во время рождения Иисуса, а не его смерти. Предполагается, что Вифлеемская звезда могла быть планетой Венерой, сверхновой звездой, кометой или даже выравниванием планет. Маловероятно, что искушенные в астрономии волхвы нашли бы в Венере что-то примечательное, поэтому этот вариант можно исключить. Выравнивание Юпитера и Сатурна произошло примерно во время предполагаемого рождения Иисуса, но мне это кажется недостаточно примечательным. Нет никаких исторических свидетельств того, что сверхновая звезда (или «приглашенная звезда», как ее называли китайцы) появилась около 1 Anno Domine; современные астрономы также не нашли никаких остатков сверхновых, которые соответствовали бы этому времени. Так что это не так. Что касается комет, то ближе всего к этому времени находится «звезда метлы» в китайских записях, появившаяся в 5 году н.э., что не совсем соответствует действительности. Как и все остальное в истории Иисуса, Вифлеемская звезда, похоже, не соответствует ничему, что мы можем определить в реальности, по крайней мере, если мы принимаем миф за чистую монету.
В последующие годы культ Божественного Юлия органично возник по всей Римской империи. Ветераны легионов Цезаря повсюду несли этот культ, и он, по-видимому, нашел восторженный прием, учитывая славу Цезаря, любовь, которую народ питал к нему, и памятные события, связанные с его смертью. Этот культ не пользовался популярностью у римской элиты, которая сначала пыталась силой подавить его, но сдалась после того, как Октавиан и Антоний, лидеры фракции цезарианцев, оказали политическое давление. Культ стал основой римского императорского культа, который постепенно расширял свой пантеон, возвышая Августа Цезаря до божественного статуса после его смерти, апофеозируя последующих императоров, и в конце концов превратился в поклонение нынешнему, живому императору как живому богу.
Итак, у нас есть две фигуры, которые чертовски близко совпадают по биографическим деталям и чертам характера. Об одном из них мы знаем наверняка, что он существовал; существование другого более спорно. Кроме того, определенная историческая личность была признана любимым спасителем и почиталась как буквальный бог во всем известном мире, в политическом контексте, в котором его культ тесно переплелся со всеми аспектами государственной и общественной жизни. Он оставил настолько глубокий след в истории, что его имя означает «правитель», и мы отмечаем время по его схеме. Его смерть сопровождалась таким бурным эмоциональным выбросом, какого мир никогда не видел для смерти одного человека. Другой, напротив, — если предположить, что различные чудеса были просто басней, а не реальными случаями нарушения физики — был в лучшем случае странствующим уличным проповедником в колониальном захолустье, которое, следует подчеркнуть, было населено народом, презираемым всеми в остальной части империи… другими словами, это не та группа людей, от которой каждый мог бы принять религию.
Более того, примерно в III или IV веке происходит относительно резкое исчезновение имперского культа, сопровождаемое столь же резким ростом доминирования христианской церкви, которая … была просто принята империей в качестве, по сути, нового имперского культа.
Церковь, чьи резиденции находятся в Риме и Византии… которые также, по совпадению, были политическими центрами Западной и Восточной Римских империй. Примечательно, что в Иерусалиме нет резиденции.
Церковь, все священные писания которой написаны на латыни и греческом… а не, скажем, на арамейском. Несмотря на то, что арамейский был номинальным родным языком основателя и большинства его учеников и последователей.
Церковь, которая до сих пор называет своего главу Понтификом Максимусом — тот же титул, который использовали римляне… и тот же пост, который занимал Гай Юлий Цезарь.
Все это кажется мне слишком удобным. Все это слишком плотно прилегает друг к другу, чтобы быть одним большим удивительным совпадением.
В связи с этим возникает вопрос: как это произошло? Как религия, основанная на мифической фигуре, смогла полностью вытеснить широко распространенную религию, основанную на человеке, о существовании которого все знали?
Здесь я расстаюсь с Франческо Кароттой.
В те времена это было довольно распространено. Почти все, кто имел значение, происходили от Зевса, Геркулеса, Персея или кого бы то ни было. Я даже не думаю, что они обычно лгали; скорее всего, они в это верили, точно так же, как многие американцы действительно думали, что у них есть прапрапрабабушка, которая потом таинственным образом не оставила никаких следов в их 23andMe.
Ходили слухи, что Цезарь позволил Никодиму соблазнить и осквернить себя, слухи, которые преследовали его на протяжении всей его карьеры, и которые он яростно отрицал. Учитывая, что Цезарь был известным бабником, я сомневаюсь в правдивости этой истории, но важнее то, что я всегда считал сам факт того, что политические враги Цезаря считали это оружием против него, убедительным доказательством того, что древний мир не был так открыт к гомоэротизму, как хотят представить современные активисты.
Тот, кто приносит подношения
Величайший строитель мостов
Да, это немного тонкое сравнение, но я готов поспорить, что вы не знали, что Цезарь был первосвященником, и мне захотелось вставить это куда-нибудь.
В английском языке эта деревня пишется как Capernaum, но Каротта переводит Capernaum как «Cafarnaum», что гораздо больше похоже на Corfinium. Я думаю, что это может быть языковой вопрос: Capernaum — это английское написание, но, похоже, что на итальянском (язык оригинала Каротты) и испанском языках это звучит как Cafarnaum. Оригинальное произношение, похоже, было что-то вроде «Kfar Nahum», поэтому я не уверен, почему по-английски «Caper», а не «Cafer», ведь последнее звучит ближе к «Kfar».
Каротта также отмечает, что большинство Евангелий ссылаются на море в этом отрывке, в то время как география указывает на то, что это должно было быть озеро.
Ее последующее соблазнение Марка Антония мало что изменило в этом восприятии.
Кстати, Лонгин, по-видимому, не был очень распространенным римским именем.
Эта ассоциация была настолько глубокой, что имя Цезаря стало синонимом императора. Сегодня оно сохранилось в именах кайзер и царь. Кайзер, кстати, ближе к правильному произношению его имени.
Оригинал earth-chronicles.ru