Этично ли держать подобные экспонаты в музейных коллекциях и как определить их подлинность, не разрушив, выясняли исследователи из Западного университета в Канаде.
Исследователи подтвердили подлинность одной из высушенных голов тсантса: она действительно оказалась сделана из человеческих останков.
Однако учёные пока не определили, был ли этот зловещий объект частью некого ритуала или, что ещё страшнее, сделан специально на продажу.
Тсантса, или цанца, представляет собой высушенную особым образом кожу, снятую с черепа, предположительно, поверженного врага. Самое главное в тсантса — это сходство с тем, как выглядел при жизни тот, кому не повезло проиграть в бою.
Индейцы Южной Америки, особенно жители Анд, считают сделанную по всем правилам тсантса самым ценным трофеем, который можно принести с войны. Конечно, в настоящее время охота за головами строго преследуется.
В прошлом же отрубание головы противника и создание ритуальных предметов или украшений из частей его тела не было чем-то необычным. В той или иной форме в древности подобные «ужасные» обычаи существовали у самых разных народов мира.
Однако с точки зрения современной морали, хранить в музее и особенно выставлять на всеобщее обозрение человеческие останки уже становится неприемлемо.
К тому же известен случай, когда музею пришлось убирать тсантса с глаз посетителей, чтобы погасить волну общественного осуждения. Всё же современное европейское общество не совсем верно истолковывает древние обычаи и склонно обвинять коренных жителей Южной Америки в «дикости».
Ещё одной проблемой, связанной с этими усохшими головами, является проверка их подлинности. Ведь уже не первый век коллекционеры охотятся за тсантса и готовы выложить за одну такую голову круглую сумму.
Подделки из кожи животных, или, ещё хуже, «оригиналы» из человеческих останков нередко создаются, чтобы удовлетворить спрос охотников за редкостями.
Проверка, из какого материала сделан тот или иной артефакт, обычно включает генетический анализ образца. Но такие уже ставшие традиционными методы археологии зачастую требуют частичного, а иногда и полного разрушения изучаемого предмета.
Поэтому в последние годы археологи всё чаще применяют в своей работе цифровые технологии. Они помогают изучать ценные артефакты во-первых, с беспрецедентной точностью, а во-вторых, ещё и не повреждая исследуемый объект.
Так, с помощью компьютерной томографии (КТ) и микро-КТ высокого разрешения, исследователи смогли определить, что тсантса из коллекции музея Чатем-Кент в канадской провинции Онтарио сделана из настоящих человеческих останков.
Это лишь первый шаг в определении подлинности этого предмета. Ведь всё ещё может оказаться, что он был сделан на продажу и не имеет церемониальной ценности.
В чём же заключается эта ценность? Многие этно-исторические источники сходятся во мнении, что народы Южной Америки делали тсантса, чтобы «закупорить» в них дух побеждённого противника. Так он не мог бы им потом отомстить за убийство.
Чтобы у души не было ни единой возможности выбраться из головы (где она обитала по мнению ряда народностей), разрез на голове, глаза и рот трофея аккуратно сшивались растительным волокном из пальм определённого вида.
Именно по тому, чем сшиты разрезы на коже, точнее всего можно определить, сделана тсантса на продажу или в «духовных» целях. «Коммерческие» варианты прошиваются дешёвыми нитями из современных материалов.
В этой коллекции тсантса из сувенирного магазина в Сиэттле могут быть как подлинные, так и фальшивые экземпляры.
Фото I. Jmabel/CC BY-SA 3.0.
Установить, из чего состоят эти нити, можно только с помощью микро-КТ. В ходе этой работы такого исследования швов не проводилось.
Исследователи не будут знать наверняка подробности и причину создания усохшей головы, пока не будут изучены другие тсантса — те, которые гарантированно являются церемониальными, и те, которые, предположительно, являются подделками.
Тсантса, которую изучили специалисты, была подарена музею в 1940-х годах семьёй Сулман, купившей её во время путешествия по бассейну Амазонки. В оригинальной записи о приобретении усохшей головы сказано лишь, что она получена от «перуанских индейцев» в Южной Америке, в чём нет ничего необычного.
Теперь исследователи из Университета Сан-Франциско-де-Кито в Эквадоре вместе с представителями народов шуар и ачуар из Эквадора и Северного Перу смогут работать над следующими шагами — возможно, коренные жители региона захотят вернуть ценный объект на родину.
Это сотрудничество — отражение того, как мировое научное сообщество меняет отношение к предметам культуры и искусства разных стран и народов, которые оказываются в музеях и частных коллекциях по всему миру, порой незаконно. Сегодня исследователи стремятся репатриировать человеческие останки, произведения искусства и археологические артефакты, пытаясь восстановить историческую справедливость.
Результаты этого исследования были опубликованы в научном журнале PLOS One.
Оригинал earth-chronicles.ru