Вы сталкиваетесь с ними каждый день, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что делает машину машиной? Наука определяет машину как «устройство с механическим, электрическим или электронным приводом для выполнения какой-либо задачи». Но задумайтесь на мгновение об устройстве, у которого нет ни деталей, ни источника энергии, а его функции определяются только линиями и символами. Если оно каким-то чудом умудряется работать, можно ли его считать машиной? Это странная история именно такого устройства.
Чтобы понять символическую машину Иеронима, сначала нужно понять ее происхождение — одноименное запатентованное устройство, которое вовсе не было символическим.
Здесь мы встречаемся с доктором Томасом Галаном Иеронимусом. Его изобретение представляло собой электронное устройство, предназначенное для обнаружения и анализа минералов с помощью явления, которое он назвал «элоптическим излучением». Он получил патент США в 1949 году и был назван «машиной Иеронима».
Прибор состоял из простой катушки, оптической призмы, схемы усилителя и сенсорного выходного устройства.
Для работы устройства нужно было просто поместить какой-либо предмет, например, минерал, рядом с приемной катушкой, чтобы элоптическое излучение прошло через цепь и было усилено призмой.
Используя комбинацию из сенсорной пластины и ручки настройки, можно откалибровать прибор по образцу. Теперь, имея известное значение или «скорость», можно определить, присутствует ли тот же минерал в будущих образцах.
Доктор Хиорнимус считал, что вся материя излучает элоптическое излучение, что оно резонирует с разной скоростью в зависимости от материала, и что его прибор может быть настроен для определения этой скорости.
Очевидно, что нет никаких доказательств существования этой формы излучения. Фактически, устройство не работает на основе каких-либо известных принципов физики. Однако пользователи, тем не менее, заявили об успехе в определении минерального состава объектов, помещенных в прибор.
Если это не достаточно странно, то вот где история становится действительно странной.
Джон У. Кэмпбелл-младший, редактор Astounding Science Fiction, научно-фантастического журнала, выходившего под разными названиями с 1930 года. Он был ярым сторонником этого устройства и в 1956 году опубликовал иллюстрированную подборку статей с подробным описанием его конструкции и использования.
Именно в это время, испытывая прибор на добровольце, он сделал случайное, но в то же время обескураживающее открытие:
Во время одного из экспериментов он обнаружил, что машина Иеронима работает совершенно нормально, даже если он забыл включить ее в розетку.
Удивительно, но при отсутствии питания в цепи машина Иеронимуса все равно давала результаты. В ходе повторных тестов он обнаружил, что некоторые операторы все же смогли правильно определить минеральный состав неизвестных образцов, которые были помещены в прибор.
«Устройство работает хорошо, повторяемо и предсказуемо для многих людей — но оно работает так же хорошо, когда оно не подключено к источнику питания, как и когда подключено».
Кэмпбелл разработал теорию, согласно которой не физические компоненты устройства заставляют его работать, а скорее символические отношения частей друг с другом.
Он считал, что принципом действия является влияние разума пользователей, использующих некую форму психической силы.
После обширных испытаний, в августовском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1956 год, он так отозвался об устройстве: «устройство работает хорошо, повторяемо и предсказуемо для многих людей — но оно работает так же хорошо, когда не подключено к источнику питания, как и когда подключено».
Чтобы доказать эту теорию, он создал копию устройства, которая была полностью символической, не используя ничего, кроме схемы, нарисованной чернилами индия, чтобы представить части настоящей машины Иеронима. Поразительно, но во время тестирования он наблюдал полностью эквивалентные результаты.
«Я не могу объяснить или даже описать процесс, с помощью которого я пришел к догадке, эти вещи зависят от отношений, как от самой вещи».
Со временем многие люди создали свои собственные версии машины Символического Иеронима и утверждали, что им удалось добиться подобного эффекта.
Если это правда, то как это может работать?
Я бы отнес это явление к категории «жезл для зондирования». На протяжении сотен лет люди заявляли об успехе в поисках различных предметов и материалов. Если здесь и есть какой-то эффект, то это точно не механика простых гнутых металлических стержней. Возможно, намерение оператора, или пси, является движущей силой заявлений Кэмпбелла.
Кэмпбелл сформулировал свою догадку в статье, опубликованной им в февральском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1957 год, где он заявил: «Я не могу защитить или даже описать процесс, с помощью которого я пришел к догадке, эти вещи зависят от отношений как таковых». Он также писал: «Смелое обобщение здесь заключается в том, что символы и их отношения оказывают определенное физическое воздействие на человека».
Так ли уж надуманно полагать, что одни только символы способны влиять на людей?
Некоторые считают, что на очень глубоком уровне сама реальность — это просто набор связанных и самореферентных символов. Мы придаем им значение, основываясь на спектре реальности, которую мы можем реально воспринимать, а затем кодируем их. Эта абстракция означает, что мы не совсем объективны, а иногда даже не осознаем свое восприятие на сознательном уровне.
Кэмпбелл был убежден, что его символическое устройство работает. Он также был уверен, что какой бы ни был процесс, который заставляет его работать, он не основан на физической науке.
Таким образом, это возвращает нас на круги своя: является ли символическая машина Иеронима машиной вообще?
По определению, машина имеет механический, электрический или электронный привод и выполняет определенную задачу. Простой рычаг — это такая же машина, как и квантовый компьютер.
Возможно, в данном случае рычаг — это связь между символическими компонентами и намерением оператора. А задача — это проявление намерения, которое заключается в идентификации неизвестного образца.
Возможно, Кэмпбелл был прав.
Но не все с этим согласны, и уж точно не сам доктор Иеронимус.
Его цитируют, говоря следующее: «Я ценю интерес мистера Кэмпбелла к моей работе, но за прошедшие с тех пор годы я пришел к выводу, что он сдерживает принятие моей работы своим постоянным акцентом на то, что он называл сверхъестественными или магическими аспектами…».
Я не уверен, как я отношусь к утверждениям мистера Кэмпбелла, но одно могу сказать наверняка: символическую машину очень легко построить. Попробуйте. Возможно, ваше представление о машинах изменится навсегда.
Оригинал earth-chronicles.ru