Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания

Генетическое происхождение современной Европы часто может быть сложной темой для разговора. В истории часто встречаются миграции далеких народов, так индоевропейцы слились с протонаселением Старой Европы. В результате сегодня многие из нас говорят на производном от древнего протоиндоевропейского языка. Но что, если мы скажем вам, что в Европе еще остались народы, которые сохранили те, казалось бы, утраченные связи с древними временами и Европой, какой она была изначально?

Одним из таких народов являются баски — европейская этническая группа, насчитывающая около трех миллионов человек, которые населяют свою традиционную родину под названием Страна Басков. Регион расположен в западной части Пиренеев и охватывает часть Северной Испании и Южной Франции. Считаясь в основном остатками доиндоевропейского населения Европы, баски уникальны во многих отношениях. И сегодня мы познакомимся с одним из их популярных мифов, задавшись одним вопросом: Действительно ли это миф?

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №2

Народ басков и его связь с доиндоевропейскими народами

Прежде чем углубиться в природу этого необычного мифа, нам необходимо познакомиться с народом басков. На своем языке они называют себя эускальдунак, а свою родину — Эускаль Эрриа. Решающее значение для нашего рассказа имеют баскский язык и происхождение баскского народа. В отличие от других европейских языков, баскский язык совершенно не связан с индоевропейскими языками.

Баскский язык — это языковой изолят, не связанный ни с одним другим известным живым языком. Широко распространено мнение, что в этом качестве баскский язык является одним из немногих доиндоевропейских языков, сохранившихся до наших дней. Напомним, что почти все современные европейские языки происходят от одного протоиндоевропейского языка-предка.

Было представлено несколько уникальных теорий, которые пытаются доказать, что баскский язык действительно является остатком Старой Европы. Старая Европа — это термин, используемый для обозначения Европы до широкой миграции индоевропейских народов. Одно из таких доказательств содержится в нескольких баскских словах: aizto (нож), aizkora (топор), aitzur (мотыга), aiztur (щипцы). Эти слова происходят от слова haitz, означающего камень, что указывает на существование языка в период, когда использовались каменные орудия труда.

Но насколько много общего генетически имеют баски с доиндоевропейскими народами — вопрос спорный. Несомненно, в какой-то момент произошло смешение, как и в случае со всем населением Европы. В крови всех европейцев по-прежнему много протоевропейской ДНК.

При внимательном анализе некоторых древнейших европейских мифов и традиций мы должны найти остатки устной традиции, передававшейся из поколения в поколение и сохранившейся в виде мифа. Такие устные традиции могут рассказать нам больше о той эпохе, много тысяч лет назад, когда народы Европы разительно отличались друг от друга по своим обычаям. Может ли баскский миф о Басаюне дать ключ к пониманию народов Старой Европы?

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №3

Благосклонный повелитель лесов: Миф о басаюне основан на фактах или вымысле?

В баскской мифологии существует существо, известное как Басаджаун. В переводе оно означает «Владыка лесов». Басаджаун описывается как крепкий, крупный и волосатый гоминид, который живет в лесах. У него также есть женский аналог и спутница, известная как Басандере. Вот здесь миф о басках становится очень интересным.

Считается, что Басаджаун строил мегалиты, охранял стада скота, а также познакомил людей с сельским хозяйством и обработкой железа. Считается, что он также жил в пещерах, часто глубоко в лесах, которых в Пиренеях очень много. В целом, Басаджаун изображается как благожелательное существо, своего рода защитник леса, покровитель стад и пастухов. В других сельских легендах ему придают больше атрибутов народного стража: говорят, что басаджаун кричит и кричит с гор, когда приближается буря, и предупреждает крестьян и пастухов о необходимости укрыться.

Но есть и гораздо более загадочные аспекты этого мифа, которые быстро щекочут наше воображение и заставляют задуматься, действительно ли этот миф имеет корни в фактах или вымысле.

Старые истории Страны Басков описывают Басаджауна как учителя. В сказаниях говорится, что Басаджаун умел изготавливать инструменты, учил людей создавать оружие, мельницы, топоры, пилы и плавить металлы. Он также обучал их навыкам, необходимым для выращивания урожая, ковки и фрезерования. И в довершение всего, Басаджаун отвечал за строительство мегалитов.

Его описывали, как крепкого мужчину с большим количеством волос на теле, он изображен как древний человек на первых шагах к цивилизации. Другими словами, описание Басаджауна имеет поразительное сходство с неандертальцами или даже с европейскими ранними современными людьми (EEMH), также известными как кроманьонцы.

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №4

Если копнуть немного глубже, то интересно вспомнить, что неандертальцы сохранялись на территории современной Страны Басков довольно долго после исчезновения из других частей Европы. Так называемые иберийские неандертальцы сохранялись в районе реки Эбро, в Пиренеях, примерно до 35 000 лет назад, а возможно, и позже.

Эта территория почти полностью совпадает с современной Страной Басков. Широко распространено мнение, что технология неандертальцев была довольно сложной, и они могли похвастаться сложным производством каменных инструментов, ткачеством, использованием огня, примитивным искусством, примитивным мореплаванием, примитивной музыкой и так далее.

Однако это официальная версия, выстроенная в угоду теории Эволюции, а что если на самом деле цивилизация неандертальцев не была примитивной?

Обширные археологические открытия, связанные с неандертальцами, разрушают привычный стереотип об этих ранних гоминидах как о «пещерных людях» с большими дубинами. Но может ли миф о Басаджауне дать еще больше информации?

История древнего народа

Наука утверждает, что неандертальцы не возводили мегалитов, хотя и могли похвастаться исключительной силой, и уж точно не занимались выплавкой металла, которая появилась намного, намного позже. Но о том насколько объективен этот взгляд мы уже упоминали выше.

Может ли быть так, что народ басков, будучи древним, сохранил предания о самых ранних контактах между неандертальцами Пиренеев и европейскими людьми раннего нового времени (западными охотниками-собирателями), которые мигрировали в этот регион? Известно, что около 16 000 лет до н.э. климат стал еще теплее и позволил народам Магдаленской культуры распространиться во все уголки Европы.

Интересная теория была выдвинута в 2008 году финским лингвистом Калеви Вилком. Вилк предположил, что баскский язык на самом деле является остатком более широкой языковой семьи, на которой говорили по всей Старой Европе, а затем, с приходом индоевропейцев и их языков, постепенно отступили на запад.

Даже известный и выдающийся ученый, покойная Мария Гимбутас, твердо заявила, что «баскский язык — это доиндоевропейский реликт древних западноевропейских языков. Это единственный коренной язык, переживший индоевропейские вторжения и культурные влияния последних трех тысяч лет».

В своей известной работе под названием «Живая богиня» она подробно рассказала о баскском народе и, среди прочего, уверенно заявила, что «нет никаких сомнений в том, что баски — это древние европейцы, чьи традиции восходят непосредственно к неолитическим временам».

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №5

В 2012 году известный Генографический проект Национального географического общества опубликовал важное исследование, в котором был проведен подробный анализ ДНК баскских народов. Он подтвердил их уникальные генетические модели, которые полностью отличают их от окружающих популяций, поддерживая теорию о частичной или полной генетической преемственности современных басков с аборигенами палеолита и мезолита этого региона.

Идея о том, что миф о басках родился в результате реального контакта с одними из последних оставшихся неандертальцев древнего мира, конечно, может показаться надуманной. Действительно, некоторые аспекты мифа о Басаджауне просто не соответствуют тому, что мы знаем о неандертальцах.

Например, насколько нам известно, они не были теми, кто познакомил кроманьонцев со сложными технологиями. Но, несмотря на это, многие ученые твердо убеждены, что миф о басаджаунах на самом деле является сохранившейся памятью о древнейшей истории Европы, которая, естественно, должна была сохраниться в одном из древнейших этносов Европы — басках.

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №6

Контакт с неолитическими поселенцами: Рождение мифа о Басаджауне

Можно предположить, что миф о Басаджауне рассказывает о времени, когда баскские народы, изолированные протоевропейцы эпохи палеолита и мезолита, которые все еще полагались на примитивные производства и каменные орудия, вступили в контакт с более развитыми поселенцами зарождающихся неолитических культур.

Возникшие культуры были строителями мегалитов, которые принесли с собой ряд передовых технологий, таких как сельское хозяйство, одомашнивание животных, усовершенствованные каменные орудия и, в конечном итоге, появление металлургии в позднем неолите и раннем энеолите.

Как только точки соединяются, мифические фигуры басаджаун и басандера принимают облик мигрирующих неолитических поселенцев: волосатые и одетые в меха и шкуры, они сопровождаются стадами одомашненных животных, селятся в лесах и постепенно вступают в контакт с более примитивными баскскими народами, принося с собой новые верования, строительство мегалитов, новые орудия труда и новые технологии.

Настороженное, примитивное и мезолитическое население могло воспринимать этих новоприбывших как существ из потустороннего мира или мифических защитных «Властелинов леса». И даже много времени спустя, когда эти две группы слились в нечто новое, изолированные баски сохранили свой язык и самобытность, а неолитические поселенцы просто остались мифическими — так возник миф о Басаджауне.

Миф о Басаджауне: история басков о древней встрече с «Повелителем лесов» который дал им необходимые для развития знания, изображение №7

Простое рождение долговечного мифа

Уникальная теория, связанная с контактами индоевропейцев и древних европейцев, может показать нам, как легко миф или легенда может родиться из простой встречи двух совершенно разных групп людей. Эта теория связана с Паном, древнегреческим богом дикой природы, защитником пастухов, стад и природы. Его изображали в виде бородатого и волосатого мужчины, с пастушьим посохом и ногами козла.

Культ Пана возник в Аркадии, районе горного народа, культурно отделенного от других греков. И самое интересное происходит, когда мы изучаем древнейшие изображения сельских горных пастухов Балкан: бородатые и волосатые, с посохами, они имели уникальную традицию носить штаны из лохматой козьей шерсти, так называемые флисовые штаны.

Новому поселенцу, вступающему в контакт с протонаселением горных Балкан, бывает легко заметить издалека уникального, лохматого человека, у которого, кажется, ноги как у козы, не похожего ни на что ранее виденное. И не успеешь оглянуться, как рождается миф: таинственные козлоногие пастухи высоких гор, защищающие стада.

В истории Европы и культур палеолита, мезолита, неолита и энеолита до сих пор таится много загадок. Много тайн до сих пор скрывается в глубинах веков, а многое просто неизвестно. Остались интригующие остатки, которые напрашиваются на обширные исследования: сложные мегалитические сооружения, остатки матриархальных культов и культа предков, уникальные погребальные практики. Но благодаря географической изоляции баскский народ и его древнеевропейский язык позволили заглянуть в древнюю историю Европы, что говорит нам об одной очень важной вещи: теория не обязательно должна быть ясной, как дневной свет, чтобы заслуживать доверия.

Даже когда что-то звучит до глупости просто и надуманно, иногда факт может только сделать это еще ближе к истине. Порой мы недооцениваем совокупную простоту и сложность людей на протяжении долгого времени, а также их способность создавать красочные мифы из вещей, которые немного трудно понять. И как только такой миф оседает в памяти одного-двух поколений, он может сохраниться на долгие века. Может быть, миф о Басаджауне является фантастическим примером этой тенденции?

Миф о Басаджауне довольно прост в своем описании, и о нем известно не так много, кроме тех аспектов, о которых вы прочитали выше. Но даже эти несколько фрагментов старинной баскской истории могут открыть двери в вихрь информации, которая щекочет воображение всех любителей древней истории. Это прекрасная возможность пересмотреть миграции ранних кроманьонцев и западных охотников-собирателей (ЗОС), а также поразмышлять о миграциях технологически развитых культур в пределах раннего неолита в Европе, которые медленно создавали мир, каким мы его знаем сегодня.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *