Программные роботы завоевывают все больше места в мире офисных «белых воротничков»

Искусственный интеллект все лучше справляется со всеми видами офисных задач. Это повышает эффективность бизнеса, но может представлять угрозу для рабочих мест.

Сначала они пришли на фабрики. Затем они появились в сфере услуг. Теперь машины проникают в те виды офисной работы, которые раньше считались исключительной прерогативой людей.

Последняя волна автоматизации основывается на достижениях в области искусственного интеллекта и машинного обучения, которые позволяют компьютерам выполнять такие задачи, как распознавание речи, и принимать некоторые решения, которые раньше оставались за работниками. В отличие от сложных машин на сборочных линиях или киосков, где покупатели оплачивают продукты или заказывают гамбургеры, это роботы, которых вы не видите.

Пандемия повысила спрос на них. В условиях быстрого роста заработной платы, дефицита работников и почти рекордного количества вакансий американские предприятия стремятся автоматизировать как можно больше.

«Внедрение технологий на самом деле не происходит стабильно и постепенно. Оно происходит скачкообразно», — говорит Марк Муро, старший научный сотрудник Института Брукингса. «Бывают всплески», — говорит он, полагая, что США сейчас переживают этот период, учитывая напряженность на рынке труда и развитие технологий.

Данные трудно получить. Но на конференциях по прибыли этим летом руководители самых разных компаний — от Goldman Sachs Group Inc. до ритейлера одежды Abercrombie & Fitch Co — рассказывали о своих инвестициях в ИИ и другие виды автоматизации.

В дело вступают не только корпоративные гиганты, способные тратить миллионы долларов на разработку собственных технологий. Одна из особенностей новой волны автоматизации — появление таких компаний, как Kizen, которые делают ее доступной даже для небольших фирм.

Компания Kizen, расположенная в Остине, штат Техас, выпускает на рынок автоматизированного помощника под названием Zoe, который может выполнять такие задачи для отделов продаж, как проведение первичных исследований и отбор потенциальных клиентов. Запущенная год назад, компания уже продала более 400 000 лицензий.

«Наш самый маленький клиент платит нам 10 долларов в месяц, а наш самый большой клиент платит нам 9,5 миллионов долларов в год», — говорит Джон Виннер, исполнительный директор Kizen.

Существует множество других амбициозных компаний, которые пользуются этой тенденцией и демонстрируют резкий рост доходов — например, UiPath Inc., фаворит звездного инвестиционного менеджера Кэти Вуд, а также Appian Corp. и EngageSmart Inc.

Наряду с ростом ИИ и того, что экономисты называют «роботизированной автоматизацией процессов» — по сути, когда программное обеспечение выполняет определенные задачи, ранее выполнявшиеся людьми — старая автоматизация также продолжает развиваться.

По данным Ассоциации по продвижению автоматизации, в первом квартале 2022 года количество проданных в Северной Америке роботов достигло нового рекорда. Всемирный экономический форум прогнозирует, что к 2025 году машины будут работать столько же часов, сколько и люди.

Что все эти инновации означают для работников всего мира — один из ключевых открытых вопросов в экономике.

Согласно оптимистичному мнению, автоматизируются именно задачи, а не вся работа — и если с рутинными задачами справятся компьютеры или роботы, это освободит работников для более сложной и приносящей удовлетворение работы.

Обратная сторона риска: профессии, от торговых представителей до административной поддержки, могут начать исчезать, не оставляя очевидных альтернатив для людей, которые зарабатывали этим на жизнь. Это создает еще одну угрозу занятости для работников «белых воротничков», которые уже сейчас могут быть уязвимы перед экономическим спадом, в основном потому, что многие из них были наняты во время бума последних нескольких лет.

Именно рабочие места «белых воротничков» подвержены риску в следующей рецессии.

По мнению экономиста Массачусетского технологического института Дэвида Аутора, ведущего ученого в этой области, наиболее вероятным результатом будет и то, и другое, при этом «будет много победителей и много проигравших».

В частности, предупреждает Аутор в своей недавней работе, «компьютеризация повышает производительность труда высокообразованных работников, вытесняя задачи работников средней квалификации, которые во многих случаях ранее выполняли эти задачи по сбору информации, организации и расчетам».

Эти работники уже давно находятся под давлением. Еще в 2014 году исследование Федерального резервного банка Далласа показало, что рутинные рабочие места средней квалификации — например, в сфере продаж или административной поддержки — сокращались с 1990-х годов, особенно во время рецессий.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *