На протяжении тысячелетий люди использовали вещества, изменяющие сознание, для достижения различных состояний сознания, видения духовных фигур, связи с природой или просто для получения удовольствия. Психоделические вещества, в частности, имеют долгую и противоречивую историю. Но столь же долго люди испытывали подобные переживания и без наркотиков, используя ритмические техники, такие как раскачивание, песнопения или барабанный бой.
Возможно, самой мощной техникой такого рода является мерцание света, называемое «ганцфликер». Эффект ганцфликкера можно получить, включая и выключая свет или чередуя цвета в быстром, ритмичном ритме (как стробоскоп). Это может создать мгновенный психоделический опыт.
Ганцфликер вызывает поразительные визуальные явления. Люди могут видеть геометрические фигуры и иллюзорные цвета, а иногда и сложные объекты, такие как изображения животных и лиц — и все это без каких-либо химических стимуляторов. Иногда ганзфликер может даже привести к измененным состояниям сознания (например, потере чувства времени или пространства) и эмоциям (от страха до эйфории).
Хотя его эффекты сегодня малоизвестны, ганзфликер влиял и вдохновлял многих людей на протяжении веков, включая двоих ученых. Они (авторы данной статьи) — историк искусства и ученый, изучающий мозг, вместе работают над интерактивной демонстрацией методов ганцфликкера, используемых в науке и искусстве. Кульминацией их сотрудничества стала музейная выставка «Ганцфликер: искусство, наука и психоделический опыт», которая является частью фестиваля «Быть человеком 2022».
Эффект Ганцфликкера был впервые зафиксирован в 1819 году физиологом Яном Э. Пуркинье. Пуркинье обнаружил, что иллюзорные узоры могут появляться, если встать лицом к солнцу и помахать рукой перед закрытыми веками.
В конце 19 века английский мастер игрушек и ученый-любитель Чарльз Бенхем создал первое коммерческое устройство для мерцания: прибор с монохромным рисунком, который при вращении создавал иллюзорные цвета, кружащиеся вокруг диска.
Модифицированные версии «искусственного спектра» Бенхама использовались в экспериментах вплоть до 20-го века. Уильям Грей Уолтер, новатор в области нейрофизиологии и кибернетики, продвинул эффект мерцания еще дальше, используя электрические стробоскопы, синхронизированные с ритмами мозга.
Очарованный потенциалом механизмов Уолтера, изменяющим сознание, художник Брион Гисин в сотрудничестве с писателем Уильямом С. Берроузом и математиком Яном Соммервилем изобрел машину мечты (1962).
Dreamachine состоит из вертикального цилиндра с вырезанными на нем узорами и лампочкой, подвешенной в центре. При вращении на проигрывателе со скоростью 78 об/мин мерцающие узоры (если смотреть на них через закрытые веки) могут вызывать галлюцинации, похожие на транс.
Гисин считал Dreamachine новым видом произведений искусства — «первым арт-объектом, который можно увидеть с закрытыми глазами» — и формой развлечения, которая, по его мнению, может заменить телевизор. Другие считали, что Dreamachine может стать источником духовного вдохновения.
Берроуз считал, что его можно использовать для «штурма цитаделей просвещения». Поэт Алан Гинзберг сказал: «Она создает оптические поля, такие же религиозные и мандалические, как галлюциногенные наркотики — это все равно, что иметь возможность видеть библейские узоры и пейзажи, не принимая химикатов».
Эксперименты с фликерами в искусстве не ограничились Dreamachine. Среди других — новаторский структуралистский фильм Тони Конрада «Мерцание» (1966), который стал первым произведением искусства, содержащим предупреждение «может вызывать эпилептические припадки или легкие симптомы шоковой терапии у некоторых людей».
Осколки Бинду (2010) концептуального художника Джеймса Туррелла представляли собой закрытый шар, который бомбардировал наблюдателя стробоскопическим светом. А совсем недавно компания Collective Act создала свою собственную Dreamachine (2022), публичное произведение искусства в стиле планетария, вдохновленное работами Гисина, которое гастролировало по Великобритании.
Наука о ганцфликере
Спустя двести лет после того, как Ян Пуркинье зафиксировал физиологические свойства ганцфликкера, у ученых до сих пор нет окончательного объяснения того, как он работает.
Недавняя теория предполагает, что зрительные явления могут быть результатом взаимодействия между внешним мерцанием и естественными ритмическими электрическими импульсами мозга, причем более интенсивные изображения проявляются, когда частоты мерцания и мозга наиболее близки.
Также вероятно, что сильное визуальное мерцание влияет на состояния мозга. Осмысленные видения, измененные состояния сознания и повышенные эмоции могут быть результатом образного внушения, которое усиливается благодаря вызывающим транс свойствам ритмической стимуляции.
Пожалуй, самое мощное в ганцфликере — это его универсальность. Инженеров, математиков, художников, историков и ученых объединяет этот скромный, не требующий наркотиков способ вызывать резкие изменения в сознании. Новая волна популярности этой темы, несомненно, приведет к ярким открытиям в ближайшие годы.
ВНИМАНИЕ: Это видео не подходит для людей со светочувствительной эпилепсией!
Это 10-минутное видео красно-черного Ganzflicker с частотой 7,5 Гц. Для достижения наилучших результатов смотрите в полноэкранном режиме с выключенным светом в комнате и слушайте в наушниках с комфортной громкостью, которая блокирует окружающие шумы.
Оригинал earth-chronicles.ru