Результаты исследования американских ученых показали, из-за чего людям больше нравятся «индуцированные воспоминания», а также почему человек скорее предпочтет произведение (песню, фильм) с ностальгическим эффектом.
Все сталкивались с моментом, когда песня или фильм вызывает «хорошее» воспоминание или напоминает о «приятном» прошлом? Ученые из Университета Канзаса, США, выяснили, что у людей, как правило, больше воспоминаний связано со старыми медиапродуктами, чем с новыми. К тому же те воспоминания более счастливые, а потому люди склонны ценить контент, вызывающий ностальгию. Так, изучался вопрос, почему люди часто находят смысл в «беззаботных развлечениях» (lighthearted entertainment).
Новое — это хорошо забытое старое?
Исследователи проигрывали для участников эксперимента отрывки из современных и примерно 10-летней давности песен, проделав то же самое с фильмами. Затем добровольцев спросили о любых воспоминаниях, которые возникали при просмотре/прослушивании медиаобразцов. Так, старые песни и фильмы вызывали больше воспоминаний, а потому — люди больше ценили старые медиа.
«Мы пытаемся понять, что происходит, когда люди сталкиваются с медиапродуктами, и как это влияет на них. Мы попытались изучить связь между медиа и чувством идентичности», — говорит Джуди Уоттс, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Калифорнийского университета. «Люди часто желают столкнуться с любимыми медиа, но что именно они испытывают при этом? Мы выбрали музыку для первого исследования, потому что она имеет тенденцию вызывать особую ностальгию».
400 добровольцев после взаимодействия с различными медиапродуктами спросили об их воспоминаниях: предлагались ответы — «я был таким молодым и наивным в этом воспоминании», «жизнь была намного проще во время этого воспоминания» или «я чувствовал себя полностью погруженным в это воспоминание».
Так, старая музыка вызывала больше воспоминаний, была более ценной, а воспоминания о ней — более позитивные. К тому же участники чувствовали, что, хотя воспоминания были положительными, сейчас их жизнь лучше, чем во время событий их воспоминаний. Так, ученые указывают, что человек ценит любые развлечения, которые активизируют память в особом ключе.
Особенности психики человека
Полученные данные помогают лучше понять «автобиографическую память» и то, как медиа влияют на психические процессы человека. Специалисты отмечают, что исследования «медиаэффектов», как правило, сосредотачиваются на более «значимых» продуктах, таких как высоко оцененные, классические или высокоинтеллектуальные формы развлечений, не беря в счет более легкие, например, поп-песни, фильмы о супергероях и многое другое.
Отмечается, что важно понять эмоциональные последствия таких воспоминаний, так как потенциально это поможет людям справляться со стрессом и негативными чувствами. «Мы склонны придавать смысл развлечениям, которые переживаем в период становления нашей жизни [во время студенчества]. Обычно это отбрасывается как что-то не очень значимое», — говорит Джудди Уоттс с кафедры журналистики и массовых коммуникаций Калифорнийского университета.
«Но мы думаем, что это важно, ведь речь идет о том, как человек это пережил, часто с людьми, которые нам небезразличны. И когда мы возвращаемся к этому, мы можем чувствовать тепло, счастье или другие эмоции. Нас интересуют психологические процессы между памятью и медиапродуктами. Я думаю, это один из способов поговорить с воспоминаниями человека, понять, как они связывают песни и фильмы со временем, местом или людьми», — объясняют авторы.
Оригинал earth-chronicles.ru