Доверие необходимо для сотрудничества. Мы живём в период, когда человечество сталкивается с экзистенциальными вызовами. Однако США не готовы уступить своё место мирового лидера и быть одной страной среди равных. Именно поэтому остро встает вопрос: каковы перспективы углубления доверия других стран к США? Об этом на Евразийском онлайн-семинаре НИУ ВШЭ поразмышлял профессор Майкл Тай. Читайте краткие итоги его выступления.
Экзистенциальные кризисы
Их три. По мнению профессора Тая, проблемы, возникающие в связи с изменением климата, влияют на наличие средств к существованию у людей по всему миру, а также неразрывно связаны с ростом миграции, который можно увидеть сегодня в Европе и Юго-восточной Азии.
Считается, что финансовые кризисы случаются примерно раз в десять лет. Последний был в 2008 г., вызвав экономическую неразбериху по всему миру и введя множество экономик стран в рецессию или даже депрессию. Если верить этой теории, нас скоро снова ждёт финансовый кризис. Из-за того, что всё в глобальной финансовой системе взаимосвязано, события, происходящие в одной стране, остро ощущаются по всему миру (как это было с финансовым кризисом на Уолл-Стрит в США). На данный момент единственный способ, которым мы можем справиться с этим – это сотрудничество экономических гигантов (США, Китай и страны «Большой семёрки») совместно с мировым сообществом.
Третья проблема, связанная с международной безопасностью, появилась на горизонте во время Второй мировой войны. Но после её окончания не исчезла. С тех пор было огромное количество военных конфликтов по всему миру – при минимальном вмешательстве мирового сообщества. При условии сотрудничества всех стран не происходили бы события, подобные тем, что мы наблюдаем сейчас на Украине, что разворачивались на Ближнем Востоке и в Афганистане, отголоски которых сказываются на всех странах мира. Только сотрудничество великих держав может помочь в разрешении подобных проблем.
Факторы, влияющие на доверие
Существует несколько факторов, напрямую влияющих на уровень доверия между странами.
История
Для выстраивания отношений между странами важна память о былых временах. Если у стран был положительный опыт взаимодействия в прошлом, их уровень доверия к друг другу будет высоким. И наоборот.
Например, отношения США и Великобритании были хорошими несмотря на то, что они начались с негативных событий, связанных с войной за независимость, где американцы отстаивали свою свободу в борьбе с британцами. Но затем две страны сблизились. Во время Первой и Второй мировых войн США и Великобритания сотрудничали в рамках антигитлеровской коалиции. Помимо этого, сближению способствовали общие англосаксонские корни.
Другой пример – Китай и Пакистан. После отделения Пакистана от Индии в 1947 г. Китай постоянно поддерживал его, снабжая экономической и военной помощью, всегда вставал на сторону Пакистана в его острых спорах с Индией. Именно поэтому между Китаем и Пакистаном появилась сильная связь, которую они называют «всепогодной дружбой».
Примером негативного совместного прошлого являются Германия, Польша и Россия. Польша была разделена три раза, что наложило на неё большой опечаток. Позже, во время Второй мировой войны, Германия напала на Польшу, а после войны часть Польши досталась России. Огромное количество поляков погибло в немецких концлагерях, расстрел польских офицеров в Катыни также по сей день остаётся в памяти страны.
Другим примером сложных исторических отношений являются Япония и Корея. Япония вторглась в Корею в 1895 г. и сделала её своей колонией на пятьдесят лет. Японский колониализм оставил горькое послевкусие в памяти Кореи. По сей день их отношения остаются очень деликатными.
Что касается отношений Китая и США, в них было много зигзагов, взлётов и падений. Китай и Соединённые Штаты вместе боролись с Японией во время Второй мировой войны, однако после этой войны КНР стала противником США в Корейской войне. В 1970-х гг. Китай и США попытались наладить отношения друг с другом. Генри Киссинджер, тогда – советник президента по национальной безопасности, а затем и сам президент Ричард Никсон совершили свои исторические поездки в Китай, а позднее были установлены дипломатические отношения. В 1970-е гг. Китай открылся для внешнего мира, что стало началом подъёма китайской экономики. США активно принимали и поддерживали Китай, они содействовали его вступлению в ВТО в 2001 году. За тридцать лет Китай переместился на 2 место (или 1 место, в зависимости от того, каким методом посчитан ВВП) среди крупнейших экономик мира. Но в последнее время отношения между двумя странами вновь поменяли направление. С началом президенства Дональда Трампа США заняли жёсткую позицию в отношении Китая. Сегодня их описывают как самые худшие с 1970-х годов.
Национальные интересы
Другой фактор, влияющий на доверие, это национальные интересы, а точнее – интересы национальных элит. Всё зависит от того, сталкиваются они или сходятся.
В пример можно привести интересы метрополий и колоний. Европейские страны колонизировали страны Латинской Америки, Африки и Азии (Восточная Азия и Юго-Восточная Азия). Напряжённые отношения складывались между Глобальным Севером и Глобальным Югом, где северные (так называемые развитые) страны индустриализированы, а южные (так называемые развивающиеся) находятся только на пути к этому. Их интересы не сходятся, особенно в экономической сфере. Условия для развития обеих сторон требуют разных шагов: Север хотел бы продолжить эксплуатировать ресурсы Юга, в то время как Юг хочет развиться и добиться процветания. И третья группа со сталкивающимися интересами – это капиталистические страны, борющиеся за рынки между собой.
В целом в отношениях Китая и США присутствует как сотрудничество, так и соревнование, как синергия, так и конфликт. Китай во многом выиграл, присоединившись к глобальной экономике. Например, согласно данным МВФ, за последние тридцать лет ему удалось вывести из бедности 800 млн человек. Китайский средний класс сильно увеличился, множество китайских компаний заняли лидирующие позиции в важных секторах. В их список входят высокоскоростные железные дороги, выработка энергии, атомные электростанции, сети 5G и так далее. США также выиграли от торговли с Китаем. КНР производит много дешёвых товаров для американских потребителей, что способствует подавлению инфляции в стране. Однако сегодня США принимают меры по сдерживанию Китая, чтобы воспрепятствовать занятию им лидирующих позиций в таких ключевых технологиях как, например, полупроводники.
Структуры
Международные структуры также оказывают влияние на уровень доверия. Под ними понимаются различные институты. Майкл Тай выделяет несколько разных групп: 1) МВФ, Всемирный банк, ВТО; 2) НАТО, Четырёхсторонний диалог (Quad), AUKUS, ШОС; 3) ОПЕК, БРИКС, инициатива «Пояс и Путь»; 4) Парижское соглашение по климату, Конвенции ООН по морскому праву; 5) цепочки поставок, платёжная система SWIFT; 6) средства массовой информации.
Сочувствие
Сочувствие – это способность поставить себя на место другого человека. Когда лидеры и элита одной страны находят общий язык с другой страной, уровень доверия растёт. Так и произошло в случае с Китаем и Россией, отношения президента Владимира Путина и Си Цзиньпина напрямую повлияли на отношения двух стран. И такие события, как, например, посещение Си Цзиньпином зимних Олимпийских игр в Сочи, хорошо их отражают. Также сопереживание основывается на знаниях о другой стороне, на понимании её действий. К примеру, посол США в СССР Льюэллин Томпсон смог понять Никиту Хрущёва во время Карибского кризиса и направил соответствующее послание президенту Джону Кеннеди. Томпсон смог «прочитать» поведение Хрущева и объяснить его президенту, что стало одним из ключевых моментов для разрешения конфликта.
Что касается международных отношений, здесь всегда стараются предугадать действия противника. Например, если придерживаться теории рационального выбора, то страна будет смотреть на возможные варианты исхода событий в поиске наилучшего для неё результата. Но это не всегда происходит. Другие факторы, к примеру, культура, расовая принадлежность, образование, влияют на восприятие, из-за чего рациональность выбора уходит на второй план.
Культура
Культурой часто пренебрегают в международных отношениях, но она играет ключевую роль в восприятии странами друг друга. Так, во взаимном восприятии США и Китая важны следующие социальные и культурные ценности: свобода, независимость, индивидуализм, анархия (социальная), чувство вины для США и гармония, зависимость, коллективизм, иерархия и стыд для Китая.
Американские и китайские ценности
Америка черпает свои ценности из своей 250-летней истории: люди, мигрировавшие в США, желали освободиться от старой системы, от религиозного преследования в Англии (пуритане хотели найти новое место с новыми ценностями и новыми институтами), стремились к самоуправлению и большей автономии. В то время как Китай за свою 3500-летнюю историю много страдал от бедствий, особенно наводнений и голода.
В плотно населённой стране невозможно жить, находясь поодаль от общества. Быть его частью, быть зависимым, работать в команде – это путь к выживанию.
США живут в социальной анархии, они не могут позволить кому-то управлять собой, предпочитают неформальность.
В Китае же чтят старших по возрасту и чину, людям важно знать, что другие члены группы думают о них. Такое поведение характерно для многих азиатских стран конфуцианской традиции (Япония, Южная Корея, Вьетнам и Сингапур), где также проживают значительные китайские диаспоры.
В Америке, совершая ошибку или нарушая правила, человек в первую очередь сам чувствует и признает себя виноватым (хотя общество может так и не считать). В Китае же вина определяется обществом, а порицание идёт в качестве наказания за содеянное. Понимание культурных различий во многом облегчает кросс-культурное взаимодействие.
Асимметрия в отношениях Китая и Америки
Между США и Китаем существует глубокий разрыв в знаниях друг о друге. Китай за последние два века пережил Опиумные войны, поражения от Англии и Франции, открытие портов и, в конце концов, открытие самого Китая для западных держав. Это был травматичный опыт, который по сей день отзывается в сердцах китайцев. Вдобавок ко всему, Китай был очень беден после Второй мировой войны, с 1945-го до конца 1970-х гг. он был одной из беднейших стран мира, а его соседи (Япония, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур) быстро развивались. Отставание по многим аспектам считалось глубоким позором для китайского общества. Чтобы догнать развитой Запад, Китай начал отправлять своих студентов за рубеж – в США, Великобританию, Японию и другие страны.
Большой акцент делался на образовании (во многом в соответствии с конфуцианской традицией в КНР образование рассматривается как один из ключей к повышению социального статуса). Китай стал поглощать знания не только в области математики и науки. Он сделал огромный упор на изучение английского языка. Если сравнить количество американцев, изучающих китайский, и количество китайцев, изучающих английский, то разница будет громадной. Около 400 млн человек (1/3 населения) в Китае изучают английский язык. Это больше всего населения США. Если сравнивать количество студентов, то в США на обучении находятся около 300 тысяч китайцев, в то время как в Китае всего лишь 2,5 тысячи американцев.
Также стоит отметить огромный интерес китайцев к истории западных стран, из-за чего большая часть вопросов на экзаменах по истории посвящено именно ей. В то время как в США практически все темы учебников по истории связаны с историей самой Америки. Например, популярный учебник для старших классов “The American Pageant” – там нет уроков, посвящённых мировой истории, есть лишь курсы по выбору, но ученики не обязаны их посещать. Из-за этого возникает некая ограниченность в познаниях американских студентов. Более того, многие американцы вообще не путешествуют в другие страны. По статистике, только у 37 процентов американцев есть заграничные паспорта. Это объясняется тем, что люди мало интересуются другими странами.
Помимо различий между Китаем и США в области образования, есть и другие сферы, в которых Китай во многом вдохновлялся Америкой: кинематограф, музыкальная индустрия, фастфуд, мода, спорт. Голливудские фильмы очень популярны в Китае, они часто бьют рекорды по кассовым сборам. Китайцы любят и свои фильмы, но американские они тоже смотрят с большим удовольствием. В музыкальном плане китайцы стараются подражать американцам. Если не прислушиваться к тексту песен, то китайские современные композиции очень похожи на американские. То же касается корейской и японской музыки (K-pop и J-pop), образцы их ритма и мелодии взяты с Запада. Американский фастфуд: McDonalds, KFC, Pizza Hut повсюду, молодые люди любят посещать такие места в Китае, Японии и в Южной Корее. Что касается моды, в Китае уже мало кто носит традиционные платья – американские джинсы и футболки заполонили магазины. Сходная ситуация и в спорте: в КНР очень любят американский баскетбол, у китайцев даже есть свой официальный сайт, посвящённый ему. Китайцы идентифицируют западную музыку, моду, кинематограф со словом «современность». Однако вряд ли можно найти китайских персонажей, исполнителей, которые были бы популярны в Америке. В этом состоит асимметричность, которая играет негативную роль в международных отношениях, в формировании доверия между двумя странами.
Совет для США
США нужно быть более информированными. Китай – растущая супердержава, игнорировать её и ничего не знать о ней – очень опасно. Пример негативной роли такой непросвещённости приводил бывший министр обороны США. После поражения во Вьетнаме и ухода со своего поста, он писал, что в США было фундаментальное непонимание уровня угрозы своей безопасности, которую представлял Северный Вьетнам – она преувеличивалась. Отсюда идея «принципа домино», согласно которой потеря Вьетнама приравнивалась к потере Соединёнными Штатами чуть ли не всего своего влияния в мире. Поэтому первый урок, считал он, – надо знать своих противников. Америка видела в войне во Вьетнаме борьбу против коммунизма. Американское правительство считало, что вьетнамцы хотят распространить идеологию, но на деле они боролись за свою независимость – сначала от французов а затем уже от американцев. К сожалению, США не увидели схожесть этой ситуации со своей собственной борьбой за независимость от британцев. Когнитивная часть была потеряна. США не знали историю Вьетнама, почему и за что боролись вьетнамцы.
Вдобавок ко всему – множество негативных представлений американцев, были лишь их собственным восприятием, результатом эмоций: гнева и обиды. Последствия использования химического оружия до сих пор видны во Вьетнаме – многие дети рождаются без глаз, рук и ног из-за огромной отравленной территории.
С тех пор прошло много лет, Америка вторгалась в страны Ближнего Востока: в Афганистан, Сирию, Ливию, Ирак и во многие другие места. В 2013 г. советник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер, генерал, командовавший войсками США в Ираке, сказал: «Мы плохо учимся на предыдущем опыте; одна из причин в том, что мы упрощённо применяем историю или вообще игнорируем её…». В целом это можно объяснить образовательной системой США, ограниченностью интересов, отсутствием интереса к изучению других культур и, конечно же, положением США как супердержавы, не имеющей равных в экономической, военной и технологической сферах. Чувство превосходства, первенства стало неотъемлемой чертой её руководства, им обусловлено стремление сохранять гегемонию.
США не готовы уступить своё место мирового лидера и быть одной страной среди равных. Именно поэтому остро встает вопрос, каковы перспективы углубления доверия других стран к США? В особенности при рассмотрении глобальных проблем, требующих сотрудничества и командного вмешательства.
35-е заседание Евразийского онлайн-семинара состоялось 11 ноября 2022 г. и было организовано департаментом международных отношений и Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Тема выступления Майкла Тая, ассоциированного исследователя Института китайских исследований Малайского университета, в рамках семинара: «Какие факторы определяют доверие между государствами? Кейс американо-китайских отношений». Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.
Материал подготовила: Мария Братчикова
Источник Source