Астрономы открыли восемь потенциальных радиосигналов внеземных цивилизаций

Участники международного проекта Breakthrough Listen изучили радиоволны, исходящие от 820 ближайших к нам звездных систем, и обнаружили восемь кандидатов на роль радиосигналов. Выводы астрономов были опубликованы в статье в журнале Nature Astronomy.

«Мы разработали систему машинного обучения, позволяющую искать потенциальные сигналы высокоразвитых технологических цивилизаций в радиоволнах, поступающих из далеких звездных систем. Нам удалось выделить сразу восемь уникальных внеземных сигналов, которые в прошлом не наблюдались астрономами. Ни один из этих сигналов еще не был зафиксирован в ходе повторных наблюдений», — пишут исследователи.

В конце июля 2015 года российский предприниматель Юрий Мильнер и покойный британский космолог Стивен Хокинг запустили в рамках программы Breakthrough Initiatives проект Breakthrough Listen, направленный на поиски сигналов внеземных цивилизаций. В его рамках Мильнер выделил $100 миллионов на создание сети радиотелескопов, нацеленных на поиски так называемых «техносигнатур», космических сигналов искусственной природы.

Для поиска «техносигнатур» группа астрономов под руководством исполнительного директора программы Breakthrough Initiatives Питера Вордена разработала систему машинного обучения, способную «просеивать» большой объем данных, которые собираются обсерваториями сети Breakthrough Listen. Работу этого алгоритма ученые проверили на данных, которые собирали с 2016 года во время наблюдений за ближайшими 820 звездами при помощи американского радиотелескопа GBT.

Поиски внеземных сигналов

В общей сложности астрономы наблюдали за каждым таким светилом около 480 часов, в ходе которых все радиосигналы, исходящие от этих звезд, записывали и анализировали при помощи системы машинного обучения. Она автоматически отсеивала все природные сигналы и помехи, порожденные земными объектами и орбитальными спутниками, и фиксировала только те всплески радиоволн, которые потенциально имели искусственную природу.

В общей сложности за все время наблюдений за этими звездами участникам Breakthrough Listen удалось зафиксировать сразу восемь радиосигналов, формально соответствующих всем критериям «техносигнатур». Эти вспышки радиоволн были порождены пятью близлежащими звездами HIP 56802, HIP 118212, HIP 62207, HIP 54677 и HIP 13402. Три последних светила, как отмечают ученые, породили сразу по две разных вспышки радиоволн, претендующих на статус сигналов внеземных цивилизаций.

Все эти пять звезд, как отмечают ученые, находятся на относительно небольшом расстоянии от Земли, от 30 до 90 световых лет, что делает их особенно интересными для дальнейшего изучения. Пока усилия астрономов не увенчались успехом — повторные наблюдения за этими светилами как при помощи GBT, так и других телескопов не привели к повторной фиксации тех «техносигнатур», которые были найдены системой ИИ в данных проекта Breakthrough Listen.

Отсутствие повторных сигналов, как отмечают Ворден и его коллеги, пока не позволяет сказать, что обнаруженные ими потенциальные «техносигнатуры» были порождены внеземными цивилизациями. Как надеются ученые, последующие наблюдения за пятью породившими их звездами при помощи наземных и орбитальных телескопов помогут астрономам получить однозначный ответ на этот вопрос уже в ближайшие годы.