Под пышным париком европейской знаменитости XVIII века очень трудно распознается лицо. В париках все лица суровы, к тому же не принято было распространяться о личной жизни или исповедоваться перед обществом в сокровенных чувствах.
Всемирно известный шведский ученый Эммануил Сведенборг уже в 57 лет был на вершине своей научной и политической славы. К нему приезжал отец русской истории Татищев. Созданная Петром I Русская академия назвала Сведенборга своим почетным членом. Шведский король был благодарен ему за улаженные отношения с парламентской оппозицией. Все мы и по сей день пользуемся десятичной системой исчисления, не подозревая, что для россиян ее специально разработал Эммануил Сведенборг. Его открытия в горнорудном деле столь велики, что по значимости своей для Европы XVIII века он был рангом не ниже Сахарова или Оппенгеймера для XX столетия.
В 50 лет от трактатов по философии и минералогии Сведенборг переходит к монографии об устройстве всего живого. Само название труда «Хозяйство одушевленного царства» говорит о том, что перед нами вполне законченный, как сказали бы раньше, «стихийный материалист». Ученый утверждал, что душа переносится с кровью человека и что есть-де особая духовная жидкость, в коей оная содержится.
И вдруг в 1745 году в Лондоне Сведенборг стал космическим контактером. Посланец инопланетной цивилизации приказал ему рассказать людям об устройстве царства небес. Спустя 11 лет Сведенборг выпустил первый трактат об этом под названием «Небесные тайны».
После инопланетного контакта в 57 лет Сведенборг 27 лет оставшейся жизни неустанно проповедует, издается только на свои деньги, полностью уходит от общественной жизни, предпочитая обществу людей общество ангелов и духов.
Он становится не только самым знаменитым, но и самым загадочным человеком Европы.
В небесном царстве царит любовь.
По свидетельству Сведенборга, устройство неба оказалось поистине поразительным. Небеса своим строением полностью повторяют человека. Есть два невидимых неба, духовное и небесное, они соответствуют сердцу и легким человека. В духовном царстве царит любовь к Богу, что в переводе на язык людей означает любовь к истине и благу. В небесном царстве царит любовь к ближнему. Оба царства соотносятся друг с другом, как сердце и легкие. «Соответствие обоих небесных царств с сердцем и легкими есть общее соответствие небес с человеком». Глаза — это разум неба, уста и язык — небесная речь, почки — способность отделять истину от лжи. «Хотя все, что есть телесного в человеке, соответствует всему, что есть в небесах, тем не менее человек не есть образ небес по внешности своей, а по внутренности. Внутреннее начало его есть преемник небес».
Оказалось, что на небесах тоже есть Солнце, по сравнению с которым наше, земное выглядит крайне тусклым. Этим Солнцем небес является сам Господь, от него исходит тепло-любовь. «Свет на небесах так велик, что он намного превосходит здешний полуденный; я часто видел его даже в вечернюю пору и ночью. Свет небес не природный, как свет нашего мира, но духовный, потому что исходит от Господа». Здесь начинается самое интересное. На небе есть тоже восток, запад, север и юг. Однако востоком называется там то место, где сияет истиной и любовью Солнце-Господь. Ангелы же устроены так, что, куда бы они ни обращались лицом, Восток-Солнце всегда у них перед глазами немного справа, левая же сияет небесная Луна, которая намного ярче нашего земного Солнца.
Свидетельства такого рода вызывают особое доверие. Это детали, а их придумать трудно.
Описания ангельских одежд напоминают нам православные иконы, хотя Сведенборг протестант и о православии толком ничего не знает. «Одеяния некоторых ярки, как пламя, а у других блестящи, как свет, у других же одеяния светлы, белы, без блеска или разноцветны». «А что они одеваются в разное платье, это я видел тысячи раз», — утверждает ученый.
Особенно удивило и удивляет многих современников описание небесных жилищ. Здесь опять же невозможно не вспомнить православные иконы, наполненные сияющими небесными чертогами. «Я видел на небесах дворцы, которые так великолепны, что превосходят всякое описание; вверху они блестели как бы чистым золотом, а внизу — как бы драгоценными каменьями. Эти дворцы были один другого великолепнее, и внутреннее великолепие их не уступало наружному». Здесь же описание райских садов. «На некоторых деревьях листья были как из серебра, а плоды как бы из золота; цветы на грядках казались радугой; в конце садов виделись новые дворцы, и ими заканчивался этот вид».
Все это пишет не восторженный юноша, а человек, идущий к финалу жизни, знаменитейший ум Европы, а главное — ученый и по методике, и по складу своего характера. Как, например, объяснить, что у ангелов, как бы они ни вращались, перемещаясь в пространстве, восток всегда перед лицом, а позади запад? Разве не ясно, что здесь мы имеем дело с какой-то неземной, неевклидовой геометрией. У науки XVIII века еще нет Для этого нужных терминов, и Сведенборг объясняет так: «Но что у ангелов восток всегда впереди, как бы они ни обращались лицом и телом, это еще труднее понять здесь, где человек, обращаясь куда хочет, может видеть и всякую другую сторону света перед собой». Далее дается очень сложное геометрическое, космологическое и физическое объяснение такого эффекта, которое тем не менее хотелось бы привести здесь полностью. «Известно, что на земле всякая вещь стремится к своему центру, но правление этого стремления на небесах отличается от направления его на земле». Теперь внимание: «Это различие состоит в том, что на небесах обращаются к общему центру передние часта, а на земле — нижние». Все очень сложно и не очень понятно. Зато ясно, что Сведенборг действительно видел нечто весьма не похожее на земную реальность.
В XVIII веке не существовало компьютерных игр, дающих возможность зримо смоделировать виртуальную реальность, проще говоря, делать зримой любую фантазию. Сегодня появились два очень известных фильма «Трон» и «Газонокосильщик» где герои, играя с компьютером, постепенно переходят в ее программу и действуют уже как бы внутри дискеты. Нечто подобное происходит в небесном царстве Сведенборга. Здесь нет расстояний, пространства, длины, ширины, высоты, нет интервалов времени. Вместо времени и пространства — желании духа или ангела. «Всякий дух в том мире немедленно являете! перед другим, если только пожелает этого. И наоборот — один удаляется от другого по мере отвращения от него». Мир субъективной реальности на небесах как раз и является настоящие и объективным.
Как изъясняются ангелы. Сведенборг утверждает, что сотни! раз беседовал с ангелами и духами. Речь ангелов единая для всех небес. Она построена на любви, поэтому звуки выражают прежде всего степень расположенности к собеседнику. Чисто внешне язык небесного царства похож на древнееврейский, хотя отличается от него, как подлинник от весьма искаженной копии. «Язык ангельской речи не имеет ничего общего с человеческим, земным, разве в некоторых словах, в звуке которых слышится чувство. Ангелам невозможно произнести ни одного слова человеческой речи. Они пытались это сделать, но не смогли, ибо они могут произносить только то, что вполне согласно с их чувствами».
Невозможно не вспомнить о существующих ныне компьютерных языках, когда читаешь свидетельство Сведенборга о том, что многие понятия в языке ангелов даются числами, а мозг собеседника сам мгновенно расшифровывает переданное;
сообщение, на каком бы языке оно ни звучало. Дело в том, что» ангелы говорят с человеком на его языке телепатически через: систему сложнейших кодов и шифров. При этом человек понимает переданное сообщение раньше, чем его услышит. В речи ангелов мысль опережает произнесенное слово. «Ангелы могут в одном слове выразить то, что человек не может и в тысяче; не говоря уже о том, что мысль их обнимает предметы, которые человек не может ни понять, ни выразить в словах. Вот почему виденное и слышанное на небесах называют неизреченным, чего никогда ухо не слыхало и глаз не видал».
Для того чтобы разговаривать с небом, человеку нужно быть приведенным в особое состояние. Сведенборг с удивлением отмечает: «Я был иногда приводим в состояние, свойственное ангелам, и в этом состоянии, разговаривая с ними, я все понимал; но когда я возвращался к прежнему своему природному состоянию, к обычному для человека мышлению, и хотел собрать в уме все слышанное мною, то не мог этого сделать, ибо тут были тысячи вещей, не подходящих к понятиям природного мышления». Далее следует одно из самых удивительных сообщений ученого. Оказывается, речь высшей цивилизации состоит не столько из звуков, сколько из света. Там, где человеческая земная мысль отступает и возникают неземные понятия, ангелы начинают сиять словами. «Невыразимые для земли понятия можно передать только посредством разноцветных переливов небесного света. Понятия ангельского мышления, из которых рождаются их слова, являются видоизменениями небесного света, а чувства их, от которых происходят звуки слов, видоизменениями небесного тепла». Таков, по Сведенборгу, язык межпланетной цивилизации.
По сути дела, разговор Сведенборга с посланцами инопланетной цивилизации мало отличим от галлюцинации и фантазии. «Речь ангела и духа, обращенная к человеку, слышится им так же звучно, как речь людская, с той разницей, что никто из посторонних не слышит ее, а только он один. Это происходит оттого, что речь ангела и духа отражается сперва в мысли человека, а затем уже, внутренним путем, в его орудии слуха». Здесь велик соблазн признать все видения Сведенборга чисто субъективным фантазированием; но как быть тогда с другим признанием ученого, которое во избежание кривотолков приведу дословно. «Однажды я получил с небес бумажку, на которой было написано только несколько слов еврейскими буквами; при этом мне было сказано, что каждая буква полна тайн премудрости и что тайны эти заключаются в изгибах и наклонениях букв и также в звучании их». Бумажку с письменами галлюцинацией не назовешь. Назвать же великого ученого обманщиком но осмелился никто даже из самых яростных его оппонентов.
Сведенборг познакомился не с одной, а с двумя высшими цивилизациями. Одну он называет царством небесным, другую — царством духовным. Царство духовное он называет иногда «внутренним небом». Ангелы внутренних небес могут по звуку и нескольким словам говорящего узнать всю его жизнь. Таким же образом ангелы могут в нескольких словах передать все, что написано в целой книге.
Однако, как бы ни был интересен мир ангелов, для нас, людей, куда важнее мир духов, а вернее — мир нашей загробной жизни. Здесь у Сведенборга очень много совершенно неожиданного и нетрадиционного.
Жизнь после смерти.
Мы знаем, что вся окружающая нас среда обитания состоит из остатков существ, когда-то живших на земле. Об этом достаточно писал в свое время философ Федоров. Атмосфера и земля возникли из живых организмов. Ими мы дышим, по ним ступаем. Сведенборг же сообщает, что и небесный мир состоит из духов умерших людей. «Христианскому миру совершенно не известно, что небеса и ад образуются из рода человеческого». Даже ангелы образовались после человека из человеческих душ.
Сведенборг не раз беседовал с умершими людьми. «С иными мне случалось говорить спустя два дня по их кончине. Я рассказывал им, что в это самое время готовятся их похороны и остатки тела их готовятся к погребению. При этом они просили рассказать людям, что они не умерли, а живут такими же людьми, как и прежде, только перешли из одного мира в другой; что они ничего прежнего не утратили, ибо находятся и в теле и пользуются всеми чувствами его, как и прежде: обладают тем же разумом и волей и сохранили такие же помышления, наклонности, ощущения и желания, как бывало на земле».
Такой взгляд на потустороннюю жизнь многим покажется неожиданным, однако и в Апокалипсисе Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, говорится о небесном Иерусалиме, где есть и дворцы, и стены, и башни, и река, утоляющая жажду, и дерево, приносящее небесные плоды, утоляющие голод. Обитатели же небесного града на православных иконах выглядят совершенно как люди в одеждах того же покроя, что они носили при жизни. Лица праведников и грешников сохраняют земное портретное сходство, вплоть до особенностей прически.
Говоря о душевном состоянии людей, только что умерших, Гвеленборг пишет: «Каждый человек после смерти находится первоначально в том состоянии, в котором он был и здесь, а потом постепенно переходит из него в небеса или ад. Многие из них чрезвычайно радовались тому, что они живы, и даже с трудом этому верили».
По свидетельству Сведенборга, умершие дети на небесах полностью сохраняют свою детскость и непосредственность — их воспитывают и обучают так же, как на земле.
На небесах есть даже браки по духовной расположенности друг к другу; но конечно же они отличаются от земных супружеских уз. «Небесная супружеская любовь берет свое начало в соединении двух личностей в один дух: вот почему двое супругов на небесах не называются двумя ангелами, а одним».
Жизнь неба постоянно заполнена творчеством и трудом. Духи и ангелы двух небес должны постоянно поддерживать жизнь на земле от растительного царства до человека. При этом борьба умов, торжество истины или, наоборот, заблуждения тотчас же сказываются на всех пределах небесного и духовного царства. Заблуждения есть и в небесной жизни, но там они более высокого порядка.
Я не знаю ничего более утешительного для человека, чем та картина загробной жизни, которая открылась Сведенборгу.
Свидетельство великого Канта. В 1759 году произошел случай, снова привлекший к Сведенборгу внимание всей Европы. Предоставим слово величайшему философу Канту, кстати сказать, не раз полемизировавшему с ясновидцем. Вот отрывок из его письма к Шарлоте фон Кноблох. «В конце сентября, в субботу, в четыре часа пополудни, господин Сведенборг прибыл из Англии в Готенбург. В шесть часов вечера господин Сведенборг вышел из гостиной бледный и взволнованный. Он заявил, что в Стокгольме, на Зюдермальме, вспыхнул пожар (Готенбург от Стокгольма на расстоянии пятидесяти миль) и что огонь распространяется. Он очень беспокоился и часто выходил из комнаты. Он сказал, что дом одного из его друзей, которого назвал по имени, уже превратился в пепел и что опасность грозит его собственному дому. В восемь часов, снова зайдя в комнату, он радостно воскликнул: «Слава Богу, пожар потушен недалеко от моего дома».
Во вторник утром к губернатору прибыл королевский курьер с донесением о пожаре, о причиненном им ущербе, о сгоревших домах. Донесение ничем не отличалось от сообщения, сделанного Сведенборгом; пожар действительно был потушен часов в восемь.
Что сказать против достоверности этого происшествия? Приятель, пишущий мне об этом, проверил все не только в Стокгольме, но месяца два тому назад в Готенбурге, где хорошо знаком с лучшими семьями и мог получить исчерпывающие сведения и где живет еще большинство очевидцев происшествия».
Заметим, что в письме Канта есть одна ошибка. Расстояние от Стокгольма до Готенборга не 50 миль, а целых 300, что несомненно, еще больше усиливает необычность события.
Как ни странно, но именно этот случай, а не сами труды Сведенборга взволновали современников. Еще большее волнение в умах Европы вызвал почти детективный эпизод, когда вдова голландского посла обратилась к Сведенборгу за помощью. После смерти мужа ей предъявили неоплаченные счета, вконец разоряющие семью. Сведенборг встретился с умершим голландским посланником в мире духов, и тот сообщил ему, что счета на самом деле оплачены. Расписки же хранятся в потаенном ящике с бриллиантовой заколкой, которая считалась давно утерянной.
Случай этот тоже достаточно часто проверялся и перепроверялся и современниками, и историками. Вывод один — он был.
Кстати, именно Кант упрекал Сведенборга в том, что реальности потустороннего мира тот слишком прямолинейно перевел на язык Земли. Однако пожар, увиденный в подробностях на расстоянии в 300 миль, и расписки с бриллиантовой брошью в потаенной шкатулке вряд ли можно отнести к разряду небесных видений. Сведенборг ясно увидел то, чего не могли и не могут видеть люди, обладающие обычным зрением. Последний случай особенно удивителен, ведь здесь реальности земного и потустороннего небесного мира тесно переплелись. Что может быть реальнее оплаченной долговой расписки; но, чтобы найти ее, Сведенборгу нужно было отправиться в мир духов и побеседовать там с умершим.
Все свои путешествия Сведенборг совершал не вставая с места. Речь идет не о физическом перемещении тела в пространстве Земли, а о духовных полетах и ясновидении. Человек, создавший систему перемещения посуху судов, сделавший открытия в области медицины от функций коры головного мозга и гипофиза до некоторых особенностей системы кровообращения, открыл еще и то, что оказалось не по зубам паже науке XX века — космическую вечную жизнь каждого человека.
«Прав ты, прав ты, Шведенбург!» — радостно воскликнул Державин, познакомившись с трудами великого ясновидца.- Похоже, что действительно прав.
Оригинал earth-chronicles.ru