Человек всегда стремился быть красивым. Уже первые Homo sapiens наносили пигмент, чтобы украсить свое тело, а в древних цивилизациях люди использовали косметические средства, носили нарядную одежду и украшения. Сегодня индустрия красоты одна из самых прибыльных в мировой экономике. За конкурсами различных «мисс и миссис» следят во всех точках планеты.
Откуда такое стремление человека во все века выглядеть привлекательно? Вроде бы ответ очевиден: это рука эволюции. Она диктует, что надо произвести на свет здоровое потомство, а красота — признак здоровья и хорошей наследственности. Именно поэтому внешность становится одним из главных критериев выбора.
Есть и другие теории о значимости красоты. Скажем, что желание быть красивым может зависеть от социокультурных особенностей: гендерное неравенство, культура индивидуализма. Сегодня массмедиа и социальные сети заставляют людей больше времени уделять красоте.
Международный коллектив ученых, в том числе из НИУ ВШЭ, проверил эти теории, опросив около 100 тысяч человек из 93 стран. Эволюционная теория себя подтвердила: люди действительно хотят выглядеть хорошо, чтобы иметь больше шансов найти «качественного» партнера. Любопытно, что мужчины и женщины тратят на наведение красоты около 4 часов в день. Это не только макияж, прическа и выбор наряда, но и занятия спортом, правильное питание, личная гигиена. Люди старшего возраста уделяют почти так же много внимания внешности, как и молодые. Как и предполагалось, женщины из стран с гендерным неравенством заботятся о внешности больше, чем женщины из стран, где мужчины и женщины выступают на равных.
Но самое сильное влияние на желание хорошо выглядеть сегодня оказывают социальные сети. Их активные пользователи гораздо больше времени тратят на свою внешность, чем те, кто в них не «живет». Люди переживают, если, несмотря на все усилия быть привлекательными, их фотографии набирают мало лайков.
Оригинал earth-chronicles.ru