Древние народы, населявшие Сибирь, верили в драконов. Сохранились даже их изображения. Сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Бородовский предположил, что древние китайцы могли позаимствовать образ фантастического существа у сибиряков. Эта версия возникла после того, как ученый сравнил канонические изображения змееподобных божеств из китайской мифологии и отлитых в бронзе драконов, найденных в Хакасии.
В азиатской мифологии драконы не являлись чудовищами. Наоборот, они символизировали доброе начало и власть императора. Представления о драконах начали формироваться у племен, населявших Азию, в том числе Южную и Восточную Сибирь, предположительно, в эпоху неолита. На рубеже эр союз воинственных племен — хунну — совершает успешные набеги на Китай. К тому моменту хунну уже вовсю хозяйничали на юге Сибири, в Забайкалье и на территории современной Монголии. Обе культуры оказали сильное влияние друг на друга.
Андрей Бородовский сравнил изображения традиционных китайских драконов (лун) и бронзовых драконов, относящихся в первому веку до нашей эры, которых еще в 1970-х случайно, во время распашки поля, нашли в Июсском совхозе Хакасии.
«Дракон, найденный в Хакасии, изображен в виде атакующей змеи. Я был удивлен, насколько реалистично она выглядит спустя две тысячи лет. Древние художники изображали не по принципу «я так вижу». Они были очень наблюдательными и передавали динамику движения настоящего животного», — сказал Андрей Бородовский.
В Хакасии пластины с изображением существа были найдены в большом котле вместе с другими предметами из металла, предположительно, ритуального назначения. Драконы были прикреплены к кожаным ремням. Радиоуглеродный анализ показал, что содержимое котла было изготовлено в период между первым веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Вероятнее всего, их «захоронил» один из древних жрецов или шаманов.
Итак, что общего и в чем различия между луном и хакасским драконом? На июсских пластинах дракон изображен в виде спирали. У него голова копытного животного, большие глаза, длинные острые уши, саблевидные рога и усы, а также змеиное тело, лапы птицы и хвост с шипами. Китайский лун тоже имел змееподобное тело, рога и хвост. Как раз эти признаки китайцы могли позаимствовать у народов Сибири через хунну, предполагает Бородовский.
Китайский дракон продолжил «эволюционировать», и к Средневековью приобрел чешую, лапы стали скорее кошачьими, в одной из них появилась жемчужина. А еще он «научился» летать. В Китае дракон с древности и по сей день изображается в виде зигзага. Также в китайской мифологии имеет значение число когтей луна — чем их больше, тем выше статус самого дракона и того человека, который носит его изображение.
«Современные китайцы считают дракона символом своей нации и убеждены, что именно их дракона скопировали другие народы. Предположу, что это не так. Бляшки с изображением драконов встречались на территории Красноярского края, небольшое число находили в Омской области. Южная Сибирь была транзитной территорией, и я не исключаю, что местные представления о том, как мог бы выглядеть дракон, распространялись среди других народов», — рассуждает ученый.
Андрей Бородовский напомнил: принято считать, что драконы пришли из Китая и в японскую мифологию. Однако археологи находили свидетельства того, что свои драконоподобные мифологические существа были у древних японцев и до китайского влияния. В одном из популярных мультфильмов Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» появляется персонаж Хаку. Он как будто бы в точности срисован с июсского дракона. С научной точки зрения, это вряд ли о чем-то говорит, но совпадение, безусловно, интересное.
Оригинал earth-chronicles.ru