Ученые назвали топ-100 самых опасных чужеродных биологических видов в России

Биологи института проблем экологии и эволюции РАН обобщили данные по 100 самым опасным чужеродным биологическим видам, заселившим новые для них регионы России, преодолев большие расстояния, в том числе океаны.

Напомним, что организмы, проникающие за пределы исторических мест распространения, называют чужеродными, а их отрицательное влияния на экосистемы и здоровье человека — инвазионным. Это общемировое явление и серьезная проблема, так как снижается биологическое разнообразие экосистем, куда проникают чужаки.

«Пришельцы» хорошо приспосабливаются к новым местам, где нет привычных для них хищников и паразитов, они могут приносить новые болезни, опасные для местных биологических видов. Но инвазии несут не только экологическую, но и экономическую угрозу, так как могут вредить гидроэнергетике, сельскому и рыбному хозяйству, лесному фонду и здоровью людей.

Замгендиректора Российского научного фонда Алексей Медведев — о том, как преодолеть разрыв между наукой и промышленностью
Проанализировав входящие в топ-100 морские, пресноводные и наземные организмы, ученые установили, что 62% видов из этого списка оказались в России случайно — из-за попадания в балластные воды судов и прилипания к корпусу кораблей, а также при перевозке сельскохозяйственной продукции. Около 33 процентов в топ-100 составляют инвазионные виды, которых человек переселил намеренно, например, карась серебряный, ондатра, американская норка. Около 19 тысяч американских норок и более 330 тысяч ондатр были выпущены с 1928 по 1970 годы в различных регионах России.

Изучив потоки миграции инвазий, ученые выяснили, что Россию заселили чужеродные виды из разных регионов мира, но больше всего (31%) из Северной Америки, которая близка к России по эколого-климатическим условиям. Некоторые виды и ранее обитали в России, например, борщевик Сосновского — на Северном Кавказе, уссурийский полиграф, ротан и енотовидная собака — на Дальнем Востоке страны. Они вызывали экологические катастрофы на европейской территории России.

По оценке специалистов, некоторые чужеродные организмы (черная крыса, домовая мышь) появились на территории России примерно 400 лет назад. Виды, пришедшие 190 и более лет назад, укоренились и сейчас распространены почти по всей стране. Таких давних вселенцев — 18, а стремительный рост инвазионных видов в России начался со второй половины XX века. Большинство (56) инвазионных видов из топ-100 — это организмы локального распространения, например, лягушачий грибок-убийца, азиатская мидия и красноухая черепаха. Области их распространения пока охватывают один или несколько соседних регионов, но оценки показывают, что именно такие локальные чужаки могут более широко распространяться в подходящих новых регионах, чем инвазионные организмы глобального расселения.

Используя математические модели расселения чужеродных видов, ученые выявили на территории России зоны с самой высокой их концентрацией. Это европейская часть страны, где много дорог и проходят водные пути, соединившие Балтийское море с южными морями России. Также высокая концентрация отмечена на юге России, в частности, на побережье Черного моря. Исследователи ожидают самое высокое отрицательное воздействие инвазий на водные и наземные экосистемы именно в указанных районах.

По прогнозам, чужеродные виды будут и дальше расселяться в экологически приемлемых регионах России, поскольку меры по предотвращению их распространения и ограничению численности в стране применяются только для 19 видов. Специалисты разработали механические, химические и биологические методы борьбы для 62 инвазионных видов, однако для 38 видов не существует методов контроля роста популяции ни в России, ни в мире.

Данные о чужеродных видах и местах их расселения используются для планирования мер по ограничению дальнейших инвазий.

Результаты работы ученых, поддержанной Российским научным фондом, опубликованы в журнале NeoBiota.