Идея эпического Йомсборга возникла в общине-дружине воинов-скандинавов в стране прибалтийских славян-вендов. Это было постоянное поселение, где жили бесстрашные и удачливые воины, которые обязывались защищать территорию, предоставленную им конунгом. Выбор лучших воинов для места в дружине напоминает отбор храбрых мужей киевским князем Владимиром Святославичем из нанятой им скандинавской дружины. Подобные поселения были распространены на территории Северной и Восточной Европы, где они были компромиссом между потребностью в военной силе и избеганием издержек скопления малоуправляемых воинов.
Эпизод в Новгороде, произошедший в 1016 году, иллюстрирует последствия нарушения правил создания подобных поселений. В этом году, Ярослав держал варягов для войны с киевским князем, но они начали деяния на мужатых женах новгородцев. В ответ, новгородцы исекли варягов на Поромоне дворе. Ярослав обманом уничтожил тысячу славных воев из числа новгородцев, за что ему пришлось раскаяться и мириться с новгородцами.
Сага о Йомсвикингах отражает специфику социально-психологических установок таких полунезависимых дружин воинов-наемников по сравнению с более явственно обозначенной летописью дружины князя или воинских контингентов, формируемых местным населением. В летописных «отроках Свенельда» просматриваются некоторые разновидности феномена йомсвикингов. Однако не совсем ясно, почему в данном летописном сообщении речь идет лишь об «отроках», т.е. исключительно младших дружинниках. Возможно, это была особая группа дружины, состоящая из представителей подростково-юношеского класса древнерусского общества, которые, как и йомсвикинги, были ограничены по возрасту и отсутствию брачных связей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что идея эпического Йомсборга была характерна для ранних государств Северной и Восточной Европы, где она была компромиссом между потребностью в военной силе и избеганием издержек скопления малоуправляемых воинов. Однако, нарушение правил создания подобных поселений могло привести к серьезным последствиям, как это произошло в Новгороде.
«Сага о йомсвикингах» подчеркивает важность дружинной культуры для понимания ранней Руси и ее государственного устройства. Дружины были не только элементом княжеской власти, но и полунезависимыми социальными группами, которые могли сосуществовать с князьями из разных династий. Кроме того, на Руси существовали дружины наемников-варягов и других народов, которые также играли важную роль в формировании государственных структур.
Воинская субкультура «русь» была основным двигателем процесса строительства государства и распространения княжеской власти. Эта социальная группа, преимущественно скандинавского происхождения, стала маркером расширения границ новых государственных структур и принадлежала к отдельной социальной страте.
Таким образом, «Сага о йомсвикингах» помогает лучше понять роль дружинной культуры и воинской субкультуры «русь» в формировании ранней Руси и ее государственного устройства.
Оригинал earth-chronicles.ru