Необычная планетная система TOI-2096 была обнаружена астрономами Льежского университета и CSIC при помощи телескопа НАСА TESS. Система находится в 150 световых годах от Земли и состоит из двух планет, которые синхронно вращаются вокруг холодной звезды. Интересно то, что эти планеты имеют размеры, которые являются редкостью: радиус ближайшей к звезде TOI-2096 b в 1,2 раза больше земного, а радиус TOI-2096 c в 1,9 раза превышает радиус Земли и на 55% превышает радиус Нептуна.

Планеты находятся на резонансных орбитах, что вызывает сильное гравитационное взаимодействие между ними. Это взаимодействие может привести к измерению масс планет с помощью более крупных телескопов в ближайшем будущем. Исследователи также подчеркивают, что эти планеты имеют решающее значение для науки, учитывая их размеры. Образование сверхземель и мининептунов на сегодняшний день остается загадкой, но TOI-2096 может стать системой, которая поможет понять, как сформировались эти планетные системы.

Между тем, большинство транзитов были получены с помощью телескопов проектов TRAPPIST и SPECULOOS, возглавляемых Льежским университетом.

«Проведя исчерпывающий анализ данных, мы обнаружили, что две планеты находятся на резонансных орбитах», — говорит Матильда Тиммерманс, докторант лаборатории экзотики в Ульеже и второй автор статьи, опубликованной в журнале Астрономия и астрофизика.

По словам ученых, TOI-2096 является единственной обнаруженной на сегодняшний день системой, в которой суперземля и мининептун находятся именно в тех размерах, в которых модели противоречат друг другу. Это делает эту систему особенно интересной для исследования.

Как отмечают специалисты, формирование сверхземель и мининептунов остается загадкой, несмотря на то, что существует несколько моделей, пытающихся объяснить это явление.

«TOI-2096 может стать ключом к пониманию процесса формирования этих планетных систем», — говорит Матильда Тиммерманс.