Обезьяны, подобно людям, испытывают глубокую боль при потере своих детенышей. Недавно было замечено, как самка сверла по имени Кумаси несла тело своего мертвого младенца в течение нескольких дней после его смерти. Однако позже она съела труп в редком случае каннибализма приматов И хотя такое поведение может показаться ужасным, оно может иметь эволюционные преимущества, влияющие на шансы матери на размножение в будущем.
Рассматриваемая обезьяна, самка сверла (Mandrillus leucophaeus), является малоизученным и исчезающим видом. Она родила сына в сафари-парке Двур Кралове в Чешской Республике 24 августа 2020 года. Однако младенец скончался через восемь дней от неизвестной причины.
Первоначально Кумаси продолжала держать тело своего мертвого детеныша и взаимодействовала с ним, словно он был живым. Другие обезьяны также пытались взаимодействовать с умершим младенцем, глядя ему в глаза. Однако через два дня после его смерти Кумаси начала пожирать останки, пока хранители не забрали тело. Интересно, что никакие другие обезьяны не проявляли интереса к останкам.
Это событие, хотя и ужасное, предоставляет важную информацию о поведении животных. Изучение связанных со смертью явлений у нечеловеческих животных составляет часть так называемой «сравнительной танатологии», которая исследует различные реакции на тело. В данном случае исследователи запечатлели судьбу детеныша обезьяны и его матери, изучая тренировочную группу.
«Это первое сообщение о посмертном ношении и каннибализме младенца в неволе группы учений», — отмечает команда исследователей.
Сейчас исследователи опубликовали свои наблюдения в новой статье, которая включает видео, на которых Кумаси носит и ухаживает за своим младенцем, а также другие обезьяны, пытающиеся взаимодействовать с трупом. Они также показывают, что поведение Кумаси изменилось и она, наконец, поедает останки.
Однако неясно, каковы были мотивы первоначальных ответов Кумаси. Возможно, она оплакивала потерю, но исследователи предполагают, что она, вероятно, не понимала происходящего или находилась в состоянии отрицания. Во время «посмертной фазы» Кумаси и другие члены отряда пытались заглянуть ребенку в глаза, а Кумаси старалась удерживать тело подальше от самцов.
«Обезьяны и человекообразные обезьяны часто осматривают лицо своих мертвых детенышей таким образом, возможно, для того, чтобы воспринимать движения глаз. Когда матери не получают никакой обратной связи от ребенка, это, вероятно, означает, что что-то идет не так», — говорит Элизабетта Паладжи, биолог приматов из Пизанского университета в Италии.
[embedded content]
Через несколько дней Кумаси стала более агрессивной и разбрасывала тело ребенка по вольеру, прежде чем начать его поедать в фазе «посмертного каннибализма». Исследователи считают, что эти действия могут служить определенным целям.
«Как описано у других видов, поведение взрослых самцов и других участников нашей исследовательской группы, направленное на труп, включало уход за телом, пристальный взгляд, обнюхивание, прикосновение и перетаскивание. Некоторые авторы предполагают, что эти действия могут служить для проверки реакции трупа», — отмечает команда исследователей.
Исследования такого рода позволяют лучше понять эволюционные аспекты поведения животных и их приспособление к среде обитания. Такие наблюдения могут быть полезными для сохранения и защиты исчезающих видов, таких как сверлы.
Оригинал earth-chronicles.ru