Уральские горы, с их величественными вершинами и густыми лесами, всегда были местом, где рождались легенды и сказания. Одна из самых загадочных историй, связанных с этими горами, рассказывает о Золотой бабе — таинственном идоле, который наводил страх на местных жителей своим страшным ревом.
Плато Маньпупунер, расположенное в самой сердцевине гор Северного Урала, славится своими причудливыми каменными фигурами. Семь величественных столбов, возвышающихся над землей, словно застывшие великаны, привлекают внимание и вызывают трепет у всех, кто видит их. Согласно древней мансийской легенде, эти каменные столбы раньше были живыми великанами-самоедами, которые направлялись через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Однако, когда они достигли Маньпупунера, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов — Ялпингнер. От ужаса он бросил свой барабан, который упал на вершину Койп, и все его спутники окаменели от страха.
Но это не единственная легенда, связанная с этими горами. Согласно другому преданию, если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого холма, то можно разглядеть окаменевшую шаманку с пугающими чертами лица. По этой легенде, шаманка была наказана за попытку оскорбить Золотую бабу — древнего идола, почитаемого когда-то всеми народами Севера. Предания говорят, что Золотая баба пересекала Уральские горы и шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать идола. Она запустила крик, который пронесся на много верст вокруг и умертвил все живое. Шаманка же упала навзничь и превратилась в камень.
Такие истории о Золотой бабе можно услышать не только от местных жителей, но и от иностранных путешественников, побывавших на Руси. Итальянец Александр Гваньини в своих записях от 1578 года упоминает о горах, где слышались звуки и рев Золотой бабы.
Но кто же на самом деле была Золотая баба и откуда она появилась? Первое письменное упоминание о ней в России можно найти в Новгородской летописи 1538 года. В этой летописи рассказывается о миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ставил храмы на месте древних святилищ. Именно в этой летописи упоминается, что Золотая баба была одним из объектов поклонения на Пермской земле.
Однако предания о Золотой бабе существуют намного дольше. Они связаны с Пермью Великой — обширной страной, которая существовала в IX-XII веках и простиралась по лесам Северной Двины, Вычегды и верховьям Камы. Народы, населявшие эту территорию, поклонялись Золотой бабе — огромному идолу. Ее святилище, согласно скандинавским сагам, находилось где-то в устье Северной Двины и охраняли шесть шаманов. В сагах идол назывался Юмала и считался одним из самых могущественных богов Перми Великой. Эта земля была богата шкурами ценных зверей, которые платили купцы из Хазарии и викинги из Скандинавии.
Исторические источники подтверждают, что Золотая баба была не только объектом поклонения, но и символом богатства и мощи Перми Великой. Сокровища, собранные в ее святилище, свидетельствуют о том, что эта земля была центром торговли и обмена для различных народов.
Сегодня Золотая баба остается одной из самых загадочных и мистических фигур в истории Уральских гор. Ее легенды и предания продолжают жить в сердцах местных жителей и привлекать внимание исследователей со всего мира.
Оригинал earth-chronicles.ru