Вчерашняя авария космического аппарата «Луна-25» стала неприятным событием для российской космической отрасли. По заявлению «Роскосмоса», аппарат перешел на нерасчетную орбиту, столкнулся с Луной и прекратил свое существование. Однако, более общие причины гибели станции имеют стратегический характер.
Концепция прагматичного космоса, которая стала модной в российской космической отрасли после распада СССР, заключается в том, что полеты в космос должны приносить экономическую пользу. Именно поэтому «Роскосмос» редко предпринимает межпланетные миссии и планирует их по остаточному принципу.
С 1991 года «Роскосмос» предпринял всего три попытки отправить аппараты к другим небесным телам: две к Фобосу и одну к Луне. Все три миссии завершились неудачей. Это объясняется тем, что чем реже человек или организация пробуют что-то сложное, тем хуже у них это получается. Опыт полетов космических аппаратов к другим небесным телам намного меньше, чем опыт полетов на земных самолетах.
Отработать все возникающие в космосе ситуации на Земле невозможно, и это было понятно еще во времена советской лунной автоматической программы. При разработке новых аппаратов раз в десять лет, как это было после 1991 года в России, никакой опыт не нарабатывается. Люди, работавшие над проектами «Марс-96» и «Фобос-грунт», уже на пенсии или уже не работают в отрасли.
Потеря «Луны-25» стала серьезным уроком для российской космической отрасли. Необходимо уделить больше внимания разработке и испытанию новых аппаратов, чтобы улучшить навыки и накопить опыт для успешных межпланетных миссий.
Оригинал earth-chronicles.ru