Ледяной шельф Брунт в Антарктиде стал активнее двигаться после того, как в конце января 2023 г. произошла кальватация айсберга А-81. По данным наблюдений, опубликованным в журнале «Криосфера«, скорость движения шельфа в сторону моря составляет около 4 м (13 футов) в сутки по сравнению с прежней средней скоростью 1-2,5 м (3-8 футов) в сутки.
Шельф Бранта является одним из наиболее изученных ледяных шельфов в мире благодаря его сложной гляциологической структуре и непредсказуемым событиям, связанным с размывом. Однако исследователи считают, что изменение климата не было существенным фактором недавнего ускорения. Напротив, основную роль в усилении подвижек сыграла потеря связи между шельфовым ледником и морским дном в районе, известном как ледяные бугры Макдональда, вызванная разломом айсберга А-81.
В течение последних 67 лет связь с морским дном помогала стабилизировать шельфовый ледник Бранта с момента его первого заселения и инструментального обследования. Теперь он движется со скоростью, обычно наблюдаемой у ледяных шельфов, питаемых быстротекущими выводными ледниками, такими как ледник Твейтса в Западной Антарктиде.
Для тщательного мониторинга ситуации ученые Британской антарктической службы (BAS) разместили на льду GPS-оборудование и используют спутниковые данные. Эти наблюдения помогают планировать оперативную работу на исследовательской станции Halley, расположенной на наиболее стабильной части шельфового ледника Brunt, примерно в 20 км от нового ледового фронта.
В 2016 году BAS приняла меры предосторожности, переместив исследовательскую станцию Halley на 23 км вглубь от трещины (Chasm-1), которая в итоге привела к разлому айсберга A-81. В настоящее время исследовательская станция Halley закрыта на антарктическую зиму, и ее сотрудники отсутствуют. Однако оперативные группы BAS уже планируют провести на Халли обычный полевой сезон: в ноябре 2023 года на шельфовый ледник Брант должна вылететь группа из 40 человек.
Во время полевого сезона команда сосредоточится на поддержании в рабочем состоянии источников питания и оборудования, позволяющих проводить научные эксперименты в удаленном режиме в течение всей зимы. Их работа будет продолжаться вплоть до сбора самолетов в феврале 2024 года.
Профессор Доминик Ходжсон, гляциолог из BAS, изучающий шельфовый ледник Брунт уже более десяти лет, признает динамичность ситуации. Он говорит: «Мы ожидали, что шельфовый лед отреагирует на размыв А-81. Мы следим за ускорением и проводим дальнейшие эксперименты, чтобы определить, восстановится ли контакт шельфового ледника с морским дном и когда. Об этом будет свидетельствовать стабилизация или снижение скорости движения ледяного шельфа, что мы сможем фиксировать в режиме реального времени».
Ходжсон подчеркивает важность мониторинга шельфового ледника для обеспечения безопасности и продолжения научных исследований на Галлее. Усилия, предпринимаемые BAS и другими специалистами, позволят получить ценные сведения о поведении ледяных шельфов и их реакции на события, связанные с отеканием.
Оригинал earth-chronicles.ru