Современность «с человеческим лицом»

Ответ на статьи Виктора Таки и Бориса Межуева о палеоконсерватизме

На страницах журнала «Россия в глобальной политике» развернулась интересная и актуальная дискуссия между Виктором Таки и Борисом Межуевым о сущности и идеологических основаниях конфликта между Россией и Западом и о том, можно ли считать «консервативное Просвещение» или «консервативный модерн» жизнеспособным политическим проектом.

Виктор Таки полагает, что «консервативное Просвещение» как понятие содержит в себе явное и эксплицитное противоречие, заключающееся в том, что основной ценностью просвещенческого проекта является автономия индивида и свобода личности. Таки полагает, что выстроить на этом основании консервативную идеологию невозможно, и предлагает в определении русского консерватизма опираться, в первую очередь на Алексея Лосева и Георгия Флоровского. Указание на данных мыслителей как минимум странно, потому что различий между ними гораздо больше, чем того, что их объединяет. Борис Межуев в ответ совершенно справедливо указывает, что Просвещение можно рассматривать и как консервативный проект, рождённый как результат страха перед наступлением радикальных секулярно-эсхатологических утопий. Данный спор обнажает очень важные, сущностные черты мировоззренческого противостояния между Россией и Западом и поэтому на размышлении о нём хочется остановиться поподробнее. В целом мне близка позиция Бориса Межуева, но я бы хотел добавить в качестве её защиты несколько важных тезисов.

Первое возражение, которое можно выдвинуть против позиции Таки, заключается в том, что понятие «модерн» не равно понятию «Просвещение» (Таки же, очевидно, не видит между ними различия). Западный модерн возник как синтез идеи Просвещения и контр-Просвещения. Идея контр-Просвещения, в свою очередь, стала реакцией на ужасы и террор Французской революции и её последствий. Историки философии знают, что XIX век вошёл в интеллектуальную историю не только благодаря «весне народов», появлению социализма, рабочего и женского вопросов, но и благодаря стремительному росту значимости и влияния гуманитарных наук, вдумчивым историзмом и романтическим национализмом, что само по себе можно определить как консервативные явления.

Таким образом, консерватизм – это не отрицание модерна, а его необходимая составная часть.

Если же вы хотите отрицать модерн и вернуться в средневеково-ренессансное прошлое, то вам скорее нужно выбрать в качестве своих кумиров не Лосева и Флоровского, а кого-то вроде Рене Генона, Юлиуса Эволы или в русском варианте – Льва Шестова или Павла Флоренского.

Реализацией идеи «консервативного модерна», к слову, (по заветам Эдмунда Берка, модерниста и консерватора одновременно) была социальная и политическая система викторианской Англии: стремительно развивающееся общество, с развитыми институтами политической демократии (для своего времени), сохраняющее верность консервативным и религиозным принципам, основанным на строгой пуританской морали. Сам факт существования такого общества доказывает, что проект модерна гораздо более сложен, чем кажется на первый взгляд.

Проблема современного Запада заключается в том, что баланс модерна в этом обществе стремительно разрушается. В истории это уже происходило, и наша страна знает это гораздо лучше других. Советский проект был первой в истории попыткой построить общество модерна без консервативной составляющей, основываясь исключительно на идее прогресса, человеческого разума и секулярной эсхатологии («коммунизм как конец истории и решение всех проблем человечества»). К чему привела эта попытка и какими реальными воплощениями и непредвиденными последствиями она обросла – всем известно. Загвоздка в том, что существование монструозно-модернистского советского проекта, по всей видимости, было важным фактором для того, чтобы баланс либерального и консервативного полюсов модерна на Западе сохранялся. С разрушением СССР баланс, по сути, оказался нарушенным. Леволиберальный проект радикального модерна, освоив и присвоив основные образовательные и медийные институциональные комплексы современного Запада, сегодня, по сути, является его доминирующей и безальтернативной идеологией.

Но мёртв ли тот самый «консервативный модерн», современность «с человеческим лицом», если угодно? Конечно, нет, и, по всей видимости, именно России и предстоит возродить этот проект на новых основаниях, в условиях геополитического и информационного противостояния с леворадикальным проектом современного Запада.

Более того, России есть на что опереться. Почти вся традиция так называемой «русской религиозной философии», особенно в её политической части, посвящена именно обоснованию и легитимацию русского «консервативного модерна». Нам предстоит заново перечитать Бердяева, Степуна, Франка и Федотова и найти в их текстах нечто большее, чем поиск «русской идеи» или обоснование великой идеи «православной цивилизации».

Русская философия – продукт развития западного модерна, его составная интеллектуальная часть, диагностировавшая главный риск и опасность нарушения баланса модерна задолго до того, как это сделали многие западные социологи и философы. Более того, эта линия доходит до самого Солженицына, который и является, по всей видимости, на сегодня, последним главным идеологом русской консервативной демократии. Солженицын, напомню, в многочисленных своих публицистических текстах и памфлетах неоднократно предупреждал, что после падения большевизма России будет необходимо строить социальную и политическую систему, отличную от западных стран, так как они также находятся в кризисе, который будет только усугубляться. Многие его работы, в числе которых «Русский вопрос в конце ХХ века» и «Как нам обустроить Россию?», посвящены именно конструированию проекта русского «консервативного модерна» и консервативной демократии.

Сейчас, когда аргументы идеологического противостояния обнажены в предельном варианте и уже переросли в формат военного противостояния, русскому интеллектуальному классу необходимо вернуться к переосмыслению того наследия, которое ему оставлено и которое не осмыслено до конца.

Дискуссия

Геополитика русского консерватизма

Виктор Таки

Просвещение является идеологической матрицей «коллективного Запада», в котором России просто нет места. А потому любая игра в Просвещение со стороны российских элит может закончиться только их капитуляцией. Напротив, обретение интеллектуального или философского суверенитета начинается с неопосредованного модерными европейскими авторами обращения к античной, средневековой и ренессансной традиции.

Подробнее

Русский палеоконсерватизм и его принципы

Борис Межуев

Я, разумеется, не могу не выразить благодарность Виктору Так и за популяризацию тех пяти тезисов, которые я рискнул высказать в своих соцсетях, реагируя на обвинения бывших коллег в межеумочности. Непосредственным поводом моему высказыванию послужила известная статья теперь уже бывшего директора ИСКРАН Валерия Гарбузова. Честно говоря, появление такой статьи давно ожидалось.

Подробнее

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *