В ходе новаторского исследования ученые обнаружили, что обучение учащихся начальной школы творческим навыкам может значительно повысить их устойчивость при столкновении с реальными жизненными проблемами. Исследование, проведенное Ангусом Флетчером, профессором английского языка из Университета штата Огайо, и его командой, было направлено на обучение учащихся третьих, четвертых и пятых классов таким литературным приемам, как смещение перспективы, контрфактическое мышление и причинно-следственное мышление, для повышения их креативности в решении проблем.
Учитывая обеспокоенность по поводу устойчивости американских детей после пандемии COVID-19, данное исследование проливает свет на потенциальные преимущества тренинга креативности. Флетчер подчеркивает, что тренинг креативности может помочь детям разработать альтернативные планы, когда все идет не так, как ожидалось. Вооружившись навыками творческого подхода к решению проблем, дети смогут более эффективно справляться с трудностями и адаптироваться к различным ситуациям.
Исследователи провели два отдельных исследования с участием школьников, посещающих летний лагерь в пригороде Колумбуса. В одном исследовании 32 ученика были разделены на две группы. Контрольной группе было предложено определить в себе особое качество, которое, по их мнению, может помочь им решить любую проблему. Творческой группе, напротив, предлагалось вспомнить друга, обладающего уникальными способностями, и считать его своим «творческим другом», способным помочь в решении любой проблемы.
Творческая группа прошла тренинг «Смена перспективы», в ходе которого им предлагалось взглянуть на проблему с точки зрения другого человека. Флетчер объясняет, что когда человек меняет перспективу и представляет, что получает совет от друга, он генерирует более творческие и эффективные решения, чем при самостоятельной попытке решить проблему. Эта методика позволяет детям расширить свое мышление и рассмотреть альтернативные точки зрения.
Результаты исследования оказались поразительными. Без тренинга по смещению перспективы менее половины учащихся смогли предложить решение типичных для их возраста задач, и почти никто из них не смог решить свои собственные проблемы. Однако после прохождения тренинга по смещению перспективы 94% студентов смогли предложить решения обоих типов проблем. Более того, судьи, подготовленные преподавателями, оценили решения творческой группы как значительно более креативные: средний балл креативности составил 6,44 из 10 по сравнению с 3,05 для контрольной группы.
Доктор Джейн Смит, детский психолог и эксперт по вопросам жизнестойкости, высоко оценивает результаты исследования, заявляя: «Обучение детей творческому мышлению и рассмотрению различных точек зрения имеет решающее значение для их развития. Эти навыки не только улучшают способность решать проблемы, но и способствуют развитию жизнестойкости, адаптивности и эмпатии».
Данное исследование опирается на результаты предыдущих исследований, в которых подчеркивались преимущества тренинга креативности. Сам Флетчер успешно реализовал аналогичную программу в армии США, за что был награжден престижной медалью «За заслуги на государственной службе». Применение тренинга креативности в различных контекстах подчеркивает его эффективность в развитии навыков решения проблем и повышении жизнестойкости.
Оригинал earth-chronicles.ru