Всесторонний анализ 23-летних исследований с участием более 30 000 детей в возрасте до 12 лет показал, что время, проведенное за экраном, включая телевидение и компьютерные игры, может оказывать длительное влияние на работу мозга детей. Исследование, опубликованное в рецензируемом журнале Early Education and Development, подчеркивает как негативное, так и позитивное влияние цифровых технологий на развитие мозга детей.
Исследование, в котором использовалась технология нейровизуализации для измерения влияния цифровых технологий на мозг детей, показало, что время работы с экраном приводит к изменениям в префронтальной коре головного мозга, которая отвечает за исполнительные функции, такие как рабочая память, способность к гибкому планированию и реагированию. Кроме того, изменения наблюдались в теменной доле, которая воспринимает прикосновения, давление, тепло, холод и боль; в височной доле, отвечающей за память, слух и язык; в затылочной доле, которая помогает интерпретировать визуальную информацию.
Хотя исследователи воздерживаются от рекомендаций по ограничению времени работы с экраном из-за возможной конфронтации, они предлагают правительствам оказывать родителям более активную поддержку в управлении цифровым взаимодействием с детьми. Такая поддержка может выражаться в поддержке программ, способствующих позитивному развитию мозга, а также в предоставлении соответствующих рекомендаций и участии в использовании цифровых технологий детьми.
Профессор кафедры Хуи Ли (Hui Li) с факультета образования и человеческого развития Гонконгского педагогического университета подчеркивает необходимость разработки инновационных и практических стратегий управления временем, проводимым детьми за экраном. «Ограничение времени работы с экраном — эффективный, но нелегкий способ», — говорит профессор Ли. «Можно разработать и внедрить более инновационные, дружественные и практичные стратегии».
Исследовательская группа, в которую вошли специалисты из Гонконгского образовательного университета, Шанхайского нормального университета (Китай) и Университета Маккуори (Австралия), стремилась понять, как цифровая активность влияет на пластичность мозга в критические периоды развития. Известно, что зрительное развитие происходит в основном до восьми лет, а овладение языком наиболее важно до 12 лет.
В исследовании обобщены и проанализированы результаты исследований, посвященных использованию цифровых технологий детьми и связанным с этим процессам развития мозга, опубликованные в период с января 2000 г. по апрель 2023 г.; возраст участников составлял от шести месяцев и старше. Было установлено, что наиболее часто используются экранные средства информации, за которыми следуют игры, виртуальные визуальные сцены, просмотр и редактирование видео, а также использование Интернета или планшета.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что раннее знакомство с цифровыми технологиями оказывает значительное влияние на структуру и функционирование мозга детей. Хотя это влияние может быть как положительным, так и отрицательным, исследование показывает, что негативные последствия перевешивают положительные.
Доктор Сара Джонсон, детский психолог из Кембриджского университета, так комментирует результаты исследования: «Это исследование дает ценную информацию о влиянии экранного времени на развитие мозга детей. Оно подчеркивает необходимость того, чтобы родители знали о потенциальных последствиях и чтобы политики оказывали им поддержку в управлении цифровым взаимодействием с детьми».
Доктор Марк Уильямс, специалист по неврологии из Оксфордского университета, добавляет: «Результаты данного исследования согласуются с результатами предыдущих исследований о влиянии экранного времени на работу мозга. Для родителей и политиков очень важно найти баланс между тем, чтобы дать детям возможность пользоваться цифровыми технологиями и одновременно защитить их мозговое развитие».
Оригинал earth-chronicles.ru