В мире, переполненном информацией, легко поверить, что больше — значит лучше. Однако новаторское исследование, проведенное в Стивенском технологическом институте, позволяет предположить, что это не так, когда речь идет о принятии решений. Исследование, опубликованное в журнале Cognitive Research: Principles and Implications, показало, что перегрузка фактами и деталями может ухудшить качество принимаемых нами решений.
Ведущий автор исследования Саманта Клейнберг, специалист по информатике из Стивенсовского технологического института, поясняет: «Это противоречит здравому смыслу, поскольку нам всем нравится думать, что мы используем информацию с умом и принимаем разумные решения. Но на самом деле, когда речь идет об информации, больше — не значит лучше».
Традиционно для изучения процесса принятия решений исследователи используют простые причинно-следственные модели. Эти модели отображают взаимодействие различных факторов, приводящее к определенным результатам. В сценариях, где у человека нет предубеждений или предвзятости, например, в гипотетических танцевальных поединках с инопланетянами, люди, как правило, эффективно рассуждают с помощью таких моделей.
Однако исследование Клейнберга показывает, что, сталкиваясь с реальными ситуациями, такими как выбор здорового питания, люди с трудом принимают эффективные решения. «Мы считаем, что предварительные знания и убеждения людей отвлекают их от стоящей перед ними причинно-следственной модели, — поясняет Клейнберг. Например, предвзятые представления о том, что считается здоровой пищей, могут помешать им эффективно использовать представленную информацию».
Для дальнейшего изучения этого феномена Кляйнберг и его соавтор Джессика Марш, когнитивный психолог из Университета Лихай, провели серию экспериментов на различные темы, связанные с реальной жизнью. Они исследовали процессы принятия решений, связанные с покупкой дома, управлением массой тела, выбором колледжа и повышением явки избирателей.
Результаты оказались поразительными. Даже небольшое количество лишней информации, превышающее необходимое для принятия правильного решения, оказывало значительное негативное влияние на способность участников принимать решения. «Если вы получаете слишком много информации, то ваше принятие решений быстро становится таким же плохим, как если бы вы вообще не получали никакой информации», — подчеркивает Клейнберг.
Последствия этого исследования очень глубоки. В мире, где информация легко доступна на кончиках наших пальцев, очень важно осознавать потенциальные «подводные камни» избыточной информации. Большее количество данных не обязательно приводит к принятию лучших решений; они могут подавлять и мешать нам эффективно рассуждать.
Доктор Адам Альтер, профессор маркетинга и психологии Нью-Йоркского университета, комментирует значение исследования: «Это исследование важно, поскольку оно подчеркивает ограниченность наших процессов принятия решений. Оно напоминает нам о том, что мы должны внимательно относиться к потребляемой нами информации и думать о том, действительно ли она способствует принятию решений или просто создает ненужный шум».
В будущем люди и организации должны найти способы эффективно ориентироваться в огромном море информации. Баланс между сбором необходимых данных и предотвращением информационной перегрузки очень важен для принятия взвешенных решений.
Оригинал earth-chronicles.ru