Вы уже запланировали подарки к празднику? Если вы похожи на меня, то, возможно, ждете до последней минуты. Но независимо от того, завернуты ли уже все подарки, или вы отправитесь в магазин в канун Нового года, дарить подарки — это любопытная, но главная часть человеческого бытия.
Во время работы над своей новой книгой «Так много вещей», посвященной тому, как за последние 3 миллиона лет человечество стало зависеть от инструментов и технологий, меня заинтересовала цель дарения вещей. Зачем людям просто отдавать что-то ценное или дорогое, если они могли бы использовать это сами?
Для меня, как антрополога, это особенно важный вопрос, потому что дарение подарков, скорее всего, имеет древние корни. А подарки можно найти в каждой известной культуре по всему миру.
Так чем же объясняется сила подарка?
Несомненно, подарки служат многим целям. Некоторые психологи отмечают «теплое сияние» — внутреннее удовольствие, — которое связано с дарением подарков. Богословы отмечают, что в католицизме, буддизме и исламе дарение является способом выражения моральных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность. А философы от Сенеки до Фридриха Ницше считали дарение лучшим проявлением бескорыстия. Неудивительно, что подарки занимают центральное место в Хануке, Рождестве, Кванзаа и других зимних праздниках, а некоторые люди даже склонны считать «черную пятницу», открывающую сезон покупок в конце года, праздником как таковым.
Но из всех объяснений того, почему люди дарят подарки, наиболее убедительным мне кажется то, которое предложил в 1925 году французский антрополог Марсель Мосс.
Дарить, получать, отвечать взаимностью
Как и многие другие антропологи, Мосс был озадачен обществами, в которых подарки дарились необычайно часто.
Например, на северо-западном побережье Канады и США коренные народы проводят церемонии потлатч. На этих многодневных пирах хозяева раздают огромное количество имущества. Вспомним знаменитый потлатч 1921 года, проведенный вождем клана племени кваквакавакв в Канаде, который подарил членам общины 400 мешков муки, груды одеял, швейные машинки, мебель, каноэ, лодки с газовым двигателем и даже бильярдные столы.
В знаменитом эссе под названием «Дар», опубликованном почти сто лет назад, Мосс рассматривает потлачи как крайнюю форму дарения. Тем не менее, он считает, что такое поведение вполне узнаваемо в каждом человеческом обществе: Мы дарим вещи даже тогда, когда их хранение для себя, казалось бы, имеет гораздо больший экономический и эволюционный смысл.
Мосс заметил, что подарки порождают три отдельных, но неразрывно связанных между собой действия. Подарки дарят, получают и отвечают взаимностью.
Первый акт дарения закладывает добродетели дарителя. Они выражают щедрость, доброту и честь.
Акт получения подарка, в свою очередь, демонстрирует готовность человека к тому, чтобы его уважали. Это способ для получателя продемонстрировать собственную щедрость, что он готов принять то, что ему было предложено.
Третий компонент дарения подарков — взаимность, возвращение в натуральном виде того, что было дано первым. По сути, от человека, получившего подарок, теперь ожидается — неявно или явно — ответный подарок первоначальному дарителю.
Но затем, конечно, как только первый человек получает что-то обратно, он должен вернуть еще один подарок тому, кто получил первоначальный подарок. Таким образом, дарение превращается в бесконечный цикл: дарить и получать, дарить и получать.
Именно этот последний шаг — взаимность — делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, где обмен заканчивается, когда деньги обмениваются на товар, дарение подарков создает и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем связаны с моралью. Дарение — это выражение справедливости, потому что каждый подарок, как правило, имеет равную или большую ценность, чем тот, что был подарен в прошлый раз. А подарок — это выражение уважения, потому что он демонстрирует готовность уважать другого человека.
Таким образом, подарки скрепляют людей. Он поддерживает связь между людьми в бесконечном цикле взаимных обязательств.
Дарить лучшие подарки
Не слишком ли хорошо современные потребители воплощают в жизнь теорию Мосса? Ведь многие люди сегодня страдают не от недостатка подарков, а от их переизбытка.
По данным Gallup, в 2023 году средний американский покупатель потратит на подарки 975 долларов США, что является самым высоким показателем с момента начала проведения исследования в 1999 году.
При этом многие подарки просто выбрасываются. По оценкам, в праздничный сезон 2019 года более 15 миллиардов долларов из купленных американцами подарков оказались ненужными, причем 4 % из них отправились прямиком на свалку. В этом году ожидается рост праздничных расходов в Великобритании, Канаде, Японии и других странах.
Современная практика дарения подарков может вызывать как благоговение, так и гнев. С одной стороны, даря подарки, вы участвуете в древнем поведении, которое делает нас людьми, развивая и поддерживая наши отношения. С другой стороны, кажется, что некоторые общества используют праздничный сезон как предлог для того, чтобы просто потреблять все больше и больше.
Идеи Мосса не поощряют безудержное потребительство. Напротив, его объяснения подарков говорят о том, что чем более значимым и личным является подарок, тем больше уважения и почета он вызывает. У по-настоящему продуманного подарка гораздо меньше шансов оказаться на свалке. А винтажные, переработанные, сделанные вручную вещи или индивидуальный опыт, например, кулинарный тур или прогулка на воздушном шаре, могут оказаться даже более ценными, чем дорогая вещь, массово произведенная на другом конце света, переправленная через океаны и упакованная в пластик.
Качественные подарки могут рассказать о ваших ценностях и более значимо поддержать ваши отношения.Беседа
Чип Колвелл, доцент-исследователь антропологии, Университет Колорадо в Денвере
Оригинал earth-chronicles.ru