Политика России в отношении Мирового большинства

После начала украинского кризиса отношения со странами Мирового большинства проявили себя как важнейший актив российской внешней политики. Существование неподконтрольного или не полностью подконтрольного Западу массива стран делает невозможным изоляцию России, существенно ограничивает действенность антироссийских санкций.

В задачи данного исследования входит выработка базовых принципов, направлений и целей работы с Мировым большинством, включая формулирование повестки мирового развития и мировой политики, которая была бы альтернативна существующей. Региональные и страновые сюжеты должны быть предметом отдельных исследований.

С началом специальной военной операции (СВО) на Украине поле российской внешней политики разделилось надвое. С одной стороны – коалиция из нескольких десятков государств во главе с США, которая вводит всё новые карательные меры против России, ставит задачу изолировать страну политически и экономически и активно участвует в опосредованной войне против России на территории Украины. С другой стороны – остальной мир: более ста стран, которые де-факто заняли по отношению к конфликту на Украине нейтральную, а многие – благожелательную по отношению к Москве позицию («конструктивную», по терминологии Концепции внешней политики РФ), то есть продолжают торговать и поддерживать разнообразные контакты. Мировое большинство – не анти-Запад, хотя объективно его потребности противоречат западным интересам, как они формулируются нынешними глобалистскими элитами.

Страны «глобального Юга и Востока» в массе своей являются естественными соратниками России в деле демократизации миропорядка, устранения из мировой политической и валютно-финансовой систем неоколониальных практик, инструментов давления и шантажа.

Основные внешние источники нашего развития и возможности российского воздействия на международную среду находятся за пределами западного мира. Мировое большинство имеет самостоятельное значение, работа с ним требует методов сетевой дипломатии, создания открытых ситуативных альянсов по интересам. Именно это направление становится ключевым для российской дипломатии.

Существует объективное противоречие между тезисом о многополярности/полицентричности формирующегося миропорядка и возможностью обеспечить равноправие всех государств, прежде всего малых. Чтобы его сгладить, необходима регионализация глобальной политики и мирового развития, основная активность переносится на уровень региональных кластеров.

Главная коллизия современного мира – противоречие между желанием Запада во главе с США сохранить свою пятивековую гегемонию, позволявшую перераспределять в свою пользу мировое богатство, навязывать всему миру свои культуру и политические порядки, с одной стороны, и стремлением незападных стран к полноценной суверенизации, не стеснённой западными догмами, институтами и порядками, с другой. Только подлинный суверенитет обеспечивает свободу развития и позволяет рассчитывать на справедливую долю в мировой экономике.

СВО стала поворотной точкой и катализатором этих тенденций, проверкой стран на готовность к самостоятельному развитию и отстаиванию национальных интересов. Вооружённый конфликт на Украине фактически уже привёл к становлению Мирового большинства как оформившегося феномена международных отношений.

Скачать доклад целиком можно также здесь.

О докладе

Доклад подготовлен по итогам серии исследований, семинаров и ситуационного анализа в рамках программы ситуационных анализов факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Совета по внешней и оборонной политике, при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по международным делам, журнала «Россия в глобальной политике» и под эгидой Министерства иностранных дел РФ.

Арктическая политика России: международные аспекты

Дарья Боклан, Василий Кашин, Анастасия Лихачёва, Игорь Макаров, Илья Степанов, Дмитрий Суслов, Сергей Караганов

Одним из первоочередных приоритетов России в Арктике и задачей российской повестки дня международного сотрудничества в регионе, в том числе в рамках Арктического совета, представляется сохранение, несмотря на таяние арктических льдов, международно-правового режима, предусмотренного ст. 234 Конвенции ООН.

Подробнее

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *