Выявлен необычный психологический фактор, провоцирующий преждевременную смерть

Новое исследование предполагает, что тревога по поводу болезни может быть самоисполняющимся пророчеством. К счастью, существуют эффективные методы лечения.

На надгробии ирландского комика Спайка Миллигана, расположенном на английском кладбище, есть предостерегающее послание для тех, кто его знал: “Я говорил вам, что был болен”. Как пишет The Guardian, мы все можем разделить опасения Миллигана. Кто в панике не исследовал предполагаемые симптомы, опасаясь худшего? Его шутка говорит о нашем страхе, что законные опасения по поводу здоровья будут проигнорированы как не о чем беспокоиться – “О, это просто ипохондрия”.

Но постоянный страх перед недиагностированным заболеванием может привести к бесконечным визитам к врачу или, наоборот, к полному уклонению от медицинской помощи. Что, если мы недостаточно серьезно относимся к ипохондрии как таковой?

Это вывод из недавнего шведского исследования, которое показало, что люди с так называемым тревожным расстройством, связанным с болезнью, могут умереть раньше, чем другие, пишет The Guardian. Это тревожное открытие, которое заставляет это расстройство звучать как самоисполняющееся пророчество. Как выразился один встревоженный наблюдатель: “Недостаточно просто иметь заботы – теперь вы должны беспокоиться о своих заботах”.

Но это не значит, что люди с этим расстройством должны отчаиваться, отмечает The Guardian. Исследование содержит важный и, в конечном счете, обнадеживающий вывод. “Это серьезное психическое расстройство. Это не особенность или что-то, что следует высмеивать”, — говорит ведущий автор исследования Дэвид Матайкс-Колс из Каролинского института Швеции. Зафиксированные в исследовании смерти в значительной степени можно было предотвратить, отметили исследователи. Их результаты подчеркивают необходимость диагностики и лечения, и хорошей новостью является то, что лечение очень эффективно.

В исследовании, опубликованном в журнале JAMA Psychiatry, были изучены записи примерно о 45 000 человек, сравнивались показатели смертности среди тех, у кого диагностирован ипохондрический синдром (около 4000 человек), и тех, у кого его нет (около 41 000 демографически схожих лиц). Они обнаружили, что люди с этим расстройством имели на 84% больше шансов умереть за исследуемый период, и что они умирали в среднем на пять лет моложе, чем те, у кого не было диагноза, в возрасте 70 против 75 лет.

Все это может показаться нелогичным: ведь наверняка люди, больше всего заботящиеся о своем здоровье, хорошо заботились бы о нем? Но “как и все тревожные расстройства и хронический стресс на протяжении многих лет, десятилетий, мы знаем, что это вредно для вашего здоровья”, — говорит Матаикс-Колс, хотя и подчеркивает, что исследование не исследует причины, стоящие за этим несоответствием.

Пациенты с этим расстройством чаще умирали как от естественных, так и от неестественных причин, причем большинство неестественных смертей были результатом самоубийства. Это, в частности, может показаться удивительным среди людей, которые, как считается, сильно боятся смерти. Но люди с тревожным расстройством, связанным с болезнью, могут испытывать “много страданий и безнадежности”, говорит Матаикс-Колс, включая чувство, что другие их не понимают. Что касается естественных причин, исследователи отметили, что тревога связана с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и Матаикс-Колс говорит, что некоторые испытуемые с этим заболеванием также боролись с хроническим стрессом, а также с наркотиками и алкоголем. (Он также указывает, что, хотя неравенство может показаться мрачным, абсолютный риск смерти среди людей, обеспокоенных состоянием здоровья, оставался низким.)

И еще есть отсутствие доступа к лечению. “Самым большим сюрпризом” для ученого стало то, как мало людей на самом деле были диагностированы с этим расстройством по сравнению с тем числом, о котором известно, что они живут с ним. Исследования показали, что около 3-5% людей страдают “тем, что мы называем патологической тревогой за здоровье”, говорит Матаикс-Колс. “Согласно этим цифрам, мы должны были найти от 100 000 до 200 000 человек [в Швеции] с этим диагнозом за 20 лет. И мы нашли только 4000”, что означает, что расстройство “сильно недооценено” и, следовательно, недостаточно лечится.

Диагностика тревожного расстройства требует деликатности, особенно в мире, в котором реальные физические недуги пациентов – например, женская боль – могут быть ошибочно проигнорированы. В идеале врачи не советуют пациентам утешаться мыслью о том, что “все это у вас в голове”. Вместо этого они рассматривают проблемы психического здоровья как часть общей картины.

Когда врачи видят, что пациент нуждается в том, что кажется чрезмерным уходом, они могут принять решение направить пациента к психотерапевту.

Доктор Джесси Борелли, клинический психолог и профессор Калифорнийского университета в Ирвайне, отмечает, что она получает подобные рекомендации “часто”. Она слышала несколько “страшных историй” об этой передаче, но она также видела, как врачи подходят к этому с осторожностью. “Я думаю, что лучше всего они справляются с этим, рассказывая о стрессе, вызванном проблемами со здоровьем, или беспокойстве о здоровье – о том, сколько стресса и трудностей это вызывает, и о необходимости дополнительной поддержки в управлении этим, — говорит Борелли. — Обычно люди восприимчивы к такому разговору”.

К счастью, эксперты говорят, что методы лечения этого расстройства очень эффективны, особенно когнитивно-поведенческая терапия. Терапевты и пациенты могут, например, работать вместе над выявлением моделей поведения, которые коренятся в тревоге, и работать с ними путем постепенного ознакомления с ситуациями, которые их беспокоят.

Если пациент хочет пройти дополнительное медицинское обследование, доктор Нора Брайер говорит, что “мы совместно обсуждаем это”, чтобы определить, необходимо ли это или решение основано на тревоге. Если это последнее, “тогда риск будет заключаться в том, чтобы не записываться на прием, не гуглить и не перепроверять, а терпеть это беспокойство, просто сидя дома и думая: ”может быть, мне следовало пойти на этот прием», — говорит Брайер, психолог и доцент. профессор клинической психиатрии Пенсильванского университета.

Пациенты, испытывающие тревогу по поводу болезни, могут продолжать обращаться за медицинской помощью, но это может быть сделано в сочетании с терапией. И не все приходят на терапию через своего врача – например, пациенты могут сами обратиться за терапией, если они слишком боятся диагноза, чтобы обратиться к врачу, и осознают, что им нужна помощь в преодолении этой тревоги, пишет The Guardian.

Все это лежит в основе тревоги в более широком смысле: борьба за то, чтобы жить с незнанием. “Ипохондрия — это, в некотором смысле, вызов потребности медицины в определенности”, — говорит доктор Кэтрин Беллинг, доцент кафедры медицинского образования Северо-Западного университета. Лучший врач в мире не может быть на 100% уверен, что с пациентом все в порядке физически. Терпеть это приходится не только пациенту, но и врачу.

Требуется, чтобы врач сказал: “Ну, я не знаю. Мы должны наблюдать, ждать и видеть, но тем временем мы могли бы что-то сделать с вашим беспокойством”, — добавляет Беллинг. На самом деле, врачи сами знакомы с этими проблемами: известно, что на первых курсах студенты-медики внезапно осознают, что у них есть все расстройства, описанные в книге.

Одна большая угроза для людей, испытывающих беспокойство по поводу здоровья, существует прямо сейчас: проводить часы в Интернете. Одним из ключевых элементов тревожного расстройства, связанного с болезнью, является поиск уверенности, говорит Матаикс-Колс, а с Google мы все занимаемся самодиагностикой студентов-медиков. Для этого даже есть термин: киберхондрия.

Пандемия также выдвинула на первый план проблемы со здоровьем (хотя, по словам Брайера, еще слишком рано говорить наверняка, что она увеличила распространенность самого расстройства). Исследование, проведенное в 2021 году, предупредило о растущем риске чрезмерной тревоги за здоровье на фоне Covid, поскольку мы постоянно думаем о вполне реальной болезни, а иранское исследование, опубликованное в прошлом году, указало на более высокую тревогу за здоровье среди людей, чьи родственники переболели Covid.

Матаикс-Колс надеется, что его исследование, привлекшее внимание международной прессы, привлечет больше пациентов к лечению за счет улучшения диагностики и коммуникации между врачами и психотерапевтами.

Доктор Борелли также видит в этом некоторую надежду. “В случае чего-то вроде беспокойства по поводу болезни, когда совершенно ясно, что серьезного заболевания, лежащего в основе, нет, это также тот случай, когда сильное беспокойство о своем здоровье на самом деле может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, как видно из этого исследования, — говорит она. – Мы знаем, что нам действительно нужно очень серьезно относиться к стрессу и тревоге. И способ, которым мы относимся к этому серьезно, — это пролить на это свет”.
 

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *