Два минус четыре

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что его страна не поставит Киеву дальнобойные крылатые ракеты «Таурус» и решение – окончательное. В противном случае есть риск втягивания Германии в войну, ибо немецкие ракеты могут быть использованы против объектов, против которых не должны быть использованы. Грозное оружие не может находиться в руках кого-либо, кроме немецкого военного персонала, который определяет цели.

Это заявление, казалось бы, ставящее все точки над “i”, прозвучало в понедельник днём. А в понедельник вечером президент Франции Эммануэль Макрон, выступая после встречи союзников по Украине, не исключил в перспективе отправки туда контингентов стран НАТО. Причина: «Мы сделаем всё возможное, чтобы Россия не смогла выиграть эту войну… Мы убеждены, что поражение России необходимо для безопасности и стабильности в Европе». Шольц на заседании тоже присутствовал. Если связать два высказывания, получится, что «Таурусы» на Украине могут-таки оказаться, но в сопровождении немецких военных.

Макрон, впрочем, известен любовью к красному словцу, а также не выражает общего мнения, тем более мнения Германии, о чём Шольц тут же напомнил. Участники парижских переговоров сообщили, что консенсуса по прямому участию в боевых действиях нет. Правда, двухлетний опыт войны показывает, что европейская позиция постепенно меняется и консенсус, начинавшийся с мер исключительно экономических, всё больше смещается в военно-политическую и даже военную сторону.

Шольц считается одним из самых осторожных европейских руководителей. Его с самого начала критиковали за колебания и медлительность с предоставлением Украине оружия. Получился парадокс: Германия на втором месте по военным поставкам Киеву после США (почти 30 млрд евро), но ходит чуть ли не в отстающих. Вклад Франции чуть ли не в 10 раз меньше, зато позиционирует она себя как лидера проукраинской коалиции. Сказывается национальная политическая традиция.

Сомнения Шольца объяснимы. За Германией тянется особый шлейф. И дело не только в исторической ответственности за события первой половины прошлого века. Именно «немецкий вопрос» был в центре привычного нам европейского (в значительной степени и мирового) устройства – обеих его фаз: после 1945 г. и после 1990-го. На первом этапе залогом стабильности и безопасности был раздел Германии, на втором, как считалось, её единство. В переговоры о германском объединении уходят корни нынешнего кризиса.

Решение о допустимости членства «большой» Германии в НАТО проложило дорогу к дальнейшему неограниченному расширению блока.

А согласие СССР на принятие немцев в альянс послужило обоснованием, чтобы впредь не принимать во внимание возражения России.

Мотивы советского руководства – тема отдельная, но важно, что модель объединения Германии стала фундаментом, на котором построили конструкцию европейской безопасности конца ХХ – начала XXI века. Общеконтинентальное закрепление она получила в Парижской хартии для новой Европы, принятой в конце 1990 года.

В Совете Федерации прозвучала идея денонсировать тот самый базовый Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (так называемый договор 2+4), подписанный в сентябре 1990 г. и ратифицированный Верховным Советом СССР в марте 1991-го. Этот документ, принятый двумя германскими государствами, Советским Союзом, США, Великобританией и Францией, фиксировал появление на карте Европы единой страны, регламентировал её границы и военный потенциал. Статья 6 гласила, что «право объединённой Германии на участие в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами … Договором не затрагивается». Иными словами, ограничений нет.

Однако в договоре есть статья 2, согласно которой оба немецких правительства подтверждают, что «с немецкой земли будет исходить только мир», а «действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми… Объединённая Германия никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как в соответствии с её конституцией и Уставом Организации Объединённых Наций».

Далее можно всласть дебатировать по поводу соответствия тех или иных действий конституции и Уставу ООН, юристы всегда придумают массу толкований.

Однако если взять не букву, а дух договорённостей, нет сомнений, что происходящее сейчас выходит далеко за рамки того, что предполагалось в 1990 году.

Обсуждение возможностей денонсации – это, вероятнее всего, пока сигнал, указание на бренность политического сущего. Россия снова напоминает, что её не устраивает ситуация, сложившаяся после конца холодной войны. И пересмотр должен затрагивать принципиальные основы, а не стартовать с реалий сегодняшнего дня.

Понятно, что, даже если это случится, Германия обратно не разъединится, возвращения к первой холодной войне не будет. Однако существовавший после неё и до последнего времени порядок тоже уже невозможен, а новый будет складываться на других основаниях. Сейчас – время заявления позиций для участия в этом грядущем процессе. В первую очередь они заявляются на поле боя, но также это происходит и в политической баталии.

Автор: Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Российская газета

Уловка-24

Фёдор Лукьянов

За два года украинской кампании и мирового военно-политического кризиса случилась масса событий, определявших настроения по обе стороны линии конфликта. Утверждение, что всё решится на поле боя, стало аксиомой, правда, изменилась оценка. Полтора года назад глава европейской дипломатии Жозеп Боррель говорил об этом с оптимизмом, сейчас – с тревогой. Рискнём предположить, что наступает очень важный момент не только в военном, но прежде всего в политическом смысле.

Подробнее

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *