Могут ли споры вокруг ракет Taurus ухудшить отношения Германии с Россией? Способен ли Шольц передумать и всё же отправить ракеты? От чего зависит его твёрдое «нет»? Как на это влияют июньские выборы в Европарламент? Понимают ли немцы, насколько опасно провоцировать эскалацию текущего конфликта? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал обозреватель газеты Junge Welt Арнольд Шёльцель в интервью для программы «Международное обозрение».
Фёдор Лукьянов: Могут ли споры вокруг ракет Taurus иметь серьёзное политическое воздействие, например, поставить под сомнение дееспособность правительственной коалиции или ещё больше ухудшить отношения с Россией?
Арнольд Шёльцель: Отношения с Россией уже настолько ужасны, что едва ли кто-то ожидает какого-то обострения в связи с обнародованием этого разговора.
Что касается политических перспектив, то даже в нормальные времена в такой парламентской демократии, как Федеративная Республика, не было понятно, что произойдёт на следующей неделе. А сейчас время ураганное. Гнев населения нарастает. Происходят протесты аграриев, разнообразные забастовки большого масштаба, регулярно опять парализовано железнодорожное сообщение, и это уже практически рутина. Экономика находится в состоянии рецессии. Да, в этом смысле у нас кризис, и то, что происходит сейчас, качественно ситуацию не меняет.
Председатель фракции СДПГ в Бундестаге Рольф Мютцених предупредил другие партии правительственной коалиции, что в ближайшие недели недопустимо голосовать против решения канцлера Олафа Шольца не поставлять Украине крылатые ракеты Taurus. Такое уже случилось две недели назад, когда депутат от свободных демократов Штрак-Циммерманн проголосовала за предложение, выдвинутое оппозицией ХДС/ХСС, и они собираются поставить это на голосование снова. Задача у них – ослабить правительство.
Предупреждение – на всякий случай, на деле я не думаю, что нынешняя ситуация может стать поводом для роспуска коалиции. Не до такой степени. Но для меня совершенно ясно, что большинство населения не хочет, чтобы эти ракеты были поставлены Украине.
Только что – в прошлую среду – опубликован свежий опрос, согласно которому заметно больше половины респондентов – примерно 58 процентов – против передачи ракет Киеву. 73 процента сказали – ни при каких обстоятельствах на Украине не может быть немецких военных.
То есть, несмотря на барабанную дробь последних двух лет и особенно последних дней, настрой населения вполне стабильный. И депутаты от партий, входящих в правительство, должны принимать это во внимание. Так что, думаю, они не пойдут сейчас против канцлера.
Фёдор Лукьянов: Сам разговор вызвал какой-то резонанс?
Арнольд Шёльцель: Содержание разговора военных в Германии почти не обсуждают. И уж точно не говорят о, я бы сказал, развязном тоне, в котором он ведётся. Генерал Герхарц, инспектор военно-воздушных сил, называет Taurus сверхсредством, которое есть на вооружении Бундесвера. Хорошо хоть он не сказал «вундерваффе», но смысл-то как раз этот.
Другие собеседники с гордостью говорят об уникальных преимуществах немецкого изделия по сравнению с теми британскими и французскими, которыми уже обладает Киев. Н-да… Однако, мне кажется, что одна вещь прочно утвердилась в сознании людей, а именно, та аргументация, которую Олаф Шольц на прошлой неделе привёл на Гражданском форуме в Дрездене.
Коротко и ясно: с помощью Taurus можно нанести удар по Москве. То есть по Кремлю, по российскому руководству, и это абсолютно недопустимо.
Генералы Бундесвера это, кстати, подтвердили, например, бывший военный советник Ангелы Меркель Эрих Фад. И мне кажется, что многие люди это прочно осознали. Поэтому большинство опрашиваемых просто-напросто этого не хочет. Это перейдёт любые границы и каждый знает, что за этим – атомная война. И я бы сказал, что в Германии западная пропаганда, в общем, потерпела поражение. В этом плане настрой немцев однозначен.
Фёдор Лукьянов: Шольц говорит твёрдое «нет» поставкам ракет, но может ли он при каких-то обстоятельствах изменить мнение?
Арнольд Шёльцель: К сожалению, да. Он не дал таких оснований, выступая в Дрездене.
Но один из видных деятелей СДПГ в Бундестаге, который занимается внешнеполитическими вопросами, Нильс Шмидт, уже сказал: «Ну посмотрим, как долго продержится это “нет”».
Часть важных партийных функционеров поддержала Шольца, тот же самый Рольф Мютцених, но надо признать и следующее. Если рассматривать всю политику Шольца по украинскому вопросу, он всегда сидит на двух стульях. С одной стороны, он говорит, что «мы дадим Украине всё оружие, какое только сможем». В Дрездене он тоже хвастался, что только в этом году «мы передадим оружия на 7 млрд, а соседи (он не сказал, кто, но понятно, что имел в виду Францию) только на 3 миллиарда». Дал понять, что, мол, давайте, французы, поднатужьтесь. У него есть такой позыв, что Германия хочет быть европейским лидером военной поддержки Украины.
А с другой стороны, это твёрдое (ну, точнее, желающее казаться твёрдым) «нет» по поводу Taurus и военных специалистов. И, честно сказать, пока мне это кажется инсценировкой для избирательной кампании: 9 июня – выборы в Европарламент, и амплуа «канцлера мира» явно востребовано. В противном случае социал-демократы потерпят ещё более тяжёлое поражение, чем сейчас предполагается. У них очень плохие результаты опросов – не более 15 проценто. Так что сейчас Шольцу это нужно. Но позиция может быть тактической, а не принципиальной.
Источник Source