2024 г. в новейшей истории Австрии назван «супергодом выборов» в связи с июньскими выборами в Европейский парламент, отдельными региональными голосованиями и ключевыми сентябрьскими выборами в нижнюю палату парламента – Национальный совет. В данных условиях почти все политические партии стремятся продемонстрировать избирателю «новые подходы» к пониманию развития страны, что отражается и на предлагаемых тактиках проведения внешней политики.
Лозунги партийных программ свидетельствуют о попытках найти выход из тупика, в котором оказалась Австрия, при сохранении нейтралитета и приверженности к общей внешнеполитической стратегии ЕС.
Центристы и либералы
Действующий канцлер Карл Нехаммер (как и его правящая сейчас Австрийская народная партия – АНП) считает, что за короткий период его руководства страной одним из главных достижений во внешней политике стало присоединение Австрии к европейской программе ПВО “Sky Shield”. По словам Нехаммера, данное решение не нарушает нейтралитет, поскольку страна по-прежнему обладает полным суверенитетом над оборонной политикой. В предвыборной программе АНП, которую канцлер представил в начале сентября, одной из целей является укрепление Вооружённых сил страны с помощью увеличения финансирования до 2 процентов ВВП на период до 2032 года.
Также с подачи АНП в стране продолжается дискуссия в отношении разработки новой редакции одного из ключевых документов внешней политики – стратегии безопасности. Правящая коалиция – Австрийская народная партия и партия «Зелёные» («Зелёные – Зелёная альтернатива») – разрабатывала документ в течение нескольких лет[1]. По официальным сообщениям, одним из внешнеполитических приоритетов Австрии в новой стратегии безопасности станет достижение энергетической независимости, в первую очередь от России. Данную поправку можно справедливо считать преломлением общей политики ЕС. Однако до окончания срока работы действующего парламента принять документ, скорее всего, не удастся, поэтому будущее «австрийского поворотного момента» (“Zeitenwende”) остаётся за следующим коалиционным правительством.
Предвыборная программа АНП содержит предложения по регулированию нелегальной миграции как на общих границах ЕС, так и непосредственно на австрийских. АНП акцентирует внимание на значении Австрии как пионера международных усилий по разоружению и контролю за ядерным оружием. Отдельным пунктом в программе значится участие в продолжении процесса евроинтеграции на западных Балканах, которые имеют давние исторические и культурные связи с Австрией. АНП предлагает систему постепенного включения стран региона в еврозону путём создания неформальных советов под руководством ЕС, где страны-кандидаты могли бы изучать обязательства и возможности объединения. Европейский союз предстаёт в документе АНП «основой общих ценностей и экономических успехов»; в качестве успешного примера членства Австрии в ЕС приводится принятый этой весной новый пакт о предоставлении убежища и миграции. В рамках палестино-израильского конфликта АНП выступает с позиции мирного урегулирования в рамках международного права, но с акцентом на развитие отношений с Израилем.
Партия «Зелёные», партнёр АНП по коалиции в действующем правительстве, в течение последних двух лет работы одобряла действия кабинета Нехаммера. Тем не менее в своей программе «Зелёные» стремятся подчеркнуть собственный внешнеполитический взгляд на ключевые проблемы. Их программа на сентябрьские выборы содержит заверения об успешном будущем ЕС, весомый вклад в которое должна внести Австрия. Данную позицию «Зелёные» подкрепляют тезисом отстаивания «демократических» ценностей на международной арене: в частности, они называют полностью законным право Израиля на самооборону, а действия ХАМАС террористическим актом.
Именно «Зелёные» и их лидер, нынешний вице-канцлер Вернер Коглер, были сторонниками скорейшего принятия новой стратегии безопасности в правительственной коалиции. В своей предвыборной программе они продолжают настаивать на полном отказе от ископаемого топлива и переходу на возобновляемые источники энергии, мотивируя это крайне антироссийской позицией по импорту природного газа. Позиции партии пока остаются относительно стабильными в связи с ориентацией на президента страны Александра Ван дер Беллена, который в прошлом был членом партии, а сейчас остаётся приверженцем взглядов «Зелёных».
Одной из наиболее ярких неолиберальных партий австрийской политики является «Новая Австрия и Либеральный форум» (NEOS), которая среди всех партий этого спектра не только не растеряла уровень поддержки, но даже его увеличила (до 11 процентов к началу сентября). Эта популярность скорее следствие отсутствия либералов NEOS в составе действующей коалиции, а не свидетельство интереса австрийцев к планам реформ, предложенных партией. В опубликованной предвыборной программе существенное место во внешней политике отводится Евросоюзу, но по сравнению с «Зелёными» и АНП либералы из NEOS идут дальше и заявляют о «Соединённых Штатах Европы» как будущем ЕС. В отличие от АНП и «Зелёных» в NEOS уже открыто говорят не только об «активном нейтралитете» страны на международной арене, но и о ревизии его ключевых основ. В целом программа «Новой Австрии» является одной из самых небольших по содержанию.
Правый фланг
Главной действующей партией справа от центристов и либералов остаётся Австрийская партия свободы (АПС). Как в прошлые годы, так и в 2024 г., она противопоставляет себя практически всем другим партиям Австрии, в особенности по вопросам, касающимся внешней политики. АПС выступает против расширения сотрудничества с ЕС по вопросам коллективной безопасности, а в этом году стала акцентировать внимание на проваленной Евросоюзом миграционной и экономической политике. Обстановку вокруг АПС в апреле особенно подогрел шпионский скандал, связанный с деятельностью сотрудников бывшего федерального ведомства по охране конституции и борьбе с терроризмом (BVT) якобы в пользу России. Председателя АПС Герберта Кикля и других правых правительственная коалиция и социал-демократы сразу заклеймили «русскими троянцами» в Австрии. Собственно, именно на тесных связях с Москвой, по мнению «чёрно-зелёных» (цвет правительственной коалиции), основываются заявления АПС против углубления санкционной политики.
Что касается внешней политики, в предвыборной программе крайне правые фокусируются на том, что Австрия как одно из мест расположения структур ООН должна оставаться нейтральной и отказаться от любого сотрудничества с НАТО, а также больше инвестировать в собственную армию. Европейский проект ПВО “Sky Shield” в АПС считают вредным для страны. По мнению Герберта Кикля, вечный нейтралитет Австрии может способствовать решению украинского кризиса с помощью диалога. Политику ЕС австрийские крайне правые считают эскалацией напряжённости, что в корне не соответствует целям страны. Инвестиции в Европейский фонд мира АПС называет ошибочным, а раскручиваемую «зелёную повестку» в ЕС выгодным лишь брюссельским чиновникам. Однако требований о выходе из ЕС на данный момент крайне правые не имеют.
Партии левого спектра
В супергод выборов левый фланг переживает некоторые изменения, связанные с возможностью возрождения конкуренции между традиционной Социал-демократической партией и нарастившей в последнее время электоральную базу Коммунистической партией. Социал-демократы, основные приверженцы идеи государства всеобщего благосостояния, сосредоточены на социально-экономических проблемах австрийцев. Однако в текущих условиях они стремятся продемонстрировать собственное видение задач внешней политики страны и отделить его от линии правящей коалиции.
В отношении ЕС социал-демократы упрекают АНП и «Зелёных» в отсутствии достижения механизма «европейской солидарности» при решении общей миграционной проблемы. Австрийский дипломат и политик Вольфганг Петрич, член Социал-демократической партии Австрии (СДПА), считает, что во внешней политике лидер нынешних социал-демократов Андреас Баблер должен ориентироваться на исторический опыт руководства Бруно Крайского, знаменитого «красного канцлера» от социал-демократов в период 1970–1983 годов. Апеллируя к той эпохе, современные социал-демократы критикуют правительственную коалицию за попытки урезания нейтралитета, который принёс много выгод Австрии. Несмотря на эти убеждения, СДПА находится в процессе выработки своей внешнеполитической стратегии, что отражает предвыборная программа, в которой практически всё внимание уделено социально-экономическим вопросам.
Активизацию социал-демократов в 2024 г. вызвало появление старого конкурента на левом фланге в лице коммунистов. В марте на выборах бургомистра Зальцбурга кандидат от Коммунистической партии Австрии (КПА) Кей-Михаэль Данкл стал вторым после представителя социал-демократов, из-за чего немецкая левая пресса окрестила родину Моцарта как “Rotburg” («красный город»). Несмотря на скромные 3–4 процента поддержки по стране, коммунисты уже отметились критикой парламентских партий в отношении ущемления австрийского нейтралитета во время голосования в Европарламенте по поводу поддержки Украины. В предвыборной программе они детально обозначили свои взгляды на внешнюю политику страны. Среди их основных тезисов: прекращение любого военного сотрудничества с ЕС и НАТО, посредническая позиция по израильско-палестинскому конфликту, сохранение вечного нейтралитета и критика увеличения расходов на армию. КПА накануне выборов в Национальный совет старается радикализировать традиционный электорат социал-демократов и забрать часть голосов в свою пользу.
Перспективы
Вопросы внешней политики занимают одно из ключевых мест в стратегиях австрийских партий накануне голосования в Национальный совет и могут оказать существенное влияние на результаты выборов.
В случае правительственной коалиции АНП и «Зелёных» продолжение сотрудничества после выборов возможно лишь в безвыходной ситуации, поскольку летом между членами коалиции произошёл конфликт из-за поддержки «Зелёными» закона о ренатурации на уровне ЕС. Кроме того, у значительной части австрийского населения есть сомнения относительно продвигаемой правительственной коалицией реформы статуса нейтралитета, что приводит к переходу традиционных избирателей АНП в лагерь крайне правой АПС. В результате, АНП к началу сентября имеет лишь около 24 процентов. Потери по сравнению с выборами 2019 г. составляют более 1/3 избирателей. Одним из объяснений такого падения является тесное взаимодействие АНП именно с «Зелёными» (сейчас имеют 8 процентов поддержки), что отталкивает консервативную часть населения. Новая коалиция между данными партиями невозможна вновь и потому, что она более не наберёт парламентского большинства.
Тактика правых, направленная на критику почти всех действий правительства, особенно на международной арене, принесла им первое место по итогам выборов в Европейский парламент. На начало сентября АПС имеет, по данным опросов, 27 процентов. С большей долью вероятности она сохранит текущий уровень поддержки до конца месяца и впервые в истории страны может занять первое место. Однако ключевым вопросом остаётся возможность занятия должности канцлера Гербертом Киклем, даже в случае победы АПС. Вступать в коалицию с крайне правыми, согласно последним заявлениям, не намерена ни одна другая партия, что приводит АПС в «классический тупик» европейских ультраправых. Наиболее близкой к программе АПС сейчас являются тезисы АНП, но ключевые расхождения остаются по внешней политике. Кикль находится в ситуации почти идентичной 1999 г., когда крайне правые заняли второе место, но не смогли реализовать его на практике в Национальном совете. Повторит ли нынешний лидер правых судьбу Йорга Хайдера 25-летней давности, зависит как от его решительности до конца отстаивать свою программу, так и от результатов других партий, в первую очередь социал-демократов, либералов из «Новой Австрии» и «Зелёных».
Ещё одним важным моментом предвыборного этапа 2024 г. стал внутренний кризис в СДПА, который связан с отсутствием единой поддержки лидера партии Андреаса Баблера и ростом популярности внепарламентских партий на левом фланге австрийской политики, например КПА и антиправительственной «Пивной партии» (“Bierpartei”). В результате социал-демократы имеют один из худших показателей в истории Австрии, всего 22 процента поддержки. Это может свидетельствовать об усталости австрийского населения от традиционных партий в лице АНП и СДПА. Ситуация с ростом поддержки у либеральной «Новой Австрии» подтверждает эту тенденцию.
Таким образом, есть вероятность исключения АПС из принятия решений после 29 сентября в случае создания трёхпартийной коалиции – либо из АНП+СДПА+«Зелёные», либо в АНП+СДПА+«Новая Австрия». Если один из подобных вариантов будет реализован, мы увидим первую трёхпартийную коалицию в новейшей истории Австрии. Ключевая роль здесь принадлежит социал-демократам, которые пока отказываются работать с АНП в коалиционном правительстве и играть роль «младшего партнёра». В такой ситуации реалистичной выглядит перспектива вмешательства федерального президента Александра Ван дер Беллена в процедуру формирования нового правительства.
Автор: Егор Белячков, студент Казанского (Приволжского) федерального университета
Сноски
[1] Белячков Е. Е. Австрийский нейтралитет в условиях реконфигурации международных отношений на современном этапе // Журнал «Разведчик». 2024. № 1 (6). С. 52–55.
Источник Source