Найденные в замке останки «человека из колодца» оказались связаны с древней сагой 800-летней давности

Исследователи связали идентичность останков скелета, найденных в колодце в норвежском замке Сверресборг, с отрывком из древнескандинавского текста многовековой давности.

В насчитывающей 800 лет саге о Сверрисе, повествующей о реальном короле Сверре Сигурдссоне, рассказывается о том, как во время военного рейда в Центральную Норвегию в 1197 году тело мертвого человека, позже известного как “человек-колодец”, было брошено в колодец.

Согласно тексту, вполне вероятно, что налетчики сбросили тело в колодец, чтобы отравить главный источник воды для местных жителей, но в саге больше почти ничего не говорится об этом человеке и о том, кем он был, отмечает CNN.

Исследователи впервые обнаружили кости в колодце замка в 1938 году, но тогда они смогли провести только визуальный анализ. Сейчас в распоряжении ученых есть множество аналитических методов, включая генетическое секвенирование и радиоуглеродный анализ.

Новое исследование останков, опубликованное в пятницу в журнале Cell Press iScience, раскрывает беспрецедентную информацию о внешности здорового человека, основанную на углубленном изучении образцов его зубов.

“Это первый случай, когда человек, описанный в этих исторических текстах, действительно был найден, — говорится в заявлении соавтора исследования Майкла Д. Мартина, профессора кафедры естественной истории Университетского музея Норвежского университета науки и технологий в Тронхейме. – По всей Европе находится множество таких средневековых и древних останков, и они все чаще изучаются с использованием геномных методов”.

Находки пролили новый свет не только на то, как выглядел «человек из колодца», но и на то, кем он был, а также на то, как он оказался в скандинавской саге.

Сага о Сверрисе — это история амбициозного восхождения короля Сверре, который жил с 1152 по 1202 год и правил Норвегией во второй половине XII века, рассказывает CNN. Согласно исследованию, текст включает в себя откровения о ранней истории Норвегии, описывающие периоды политической нестабильности и конфликтов — с войнами, вызванными спорами о том, кто унаследует трон после короля Сигурда Мунна.

Сверре упомянул свое имя, когда заявил, что он сын Мунна. Мунн был убит своим братом в 1155 году, что вызвало борьбу за престолонаследие.

В то время как многие скандинавские саги основаны на устных преданиях и более древних утраченных рукописях, история Сверриса, по-видимому, была написана в тандеме с описываемыми в ней событиями — кем-то, близким к королю. Текст насыщен подробностями, включая полные имена, локации, сражения и военную стратегию, а также выступления Сверре, отмечает CNN.

На протяжении всего повествования людей Сверре называют биркебайнерами, что означает ”березовые ноги”, как сообщается, из-за того, что они использовали примитивную бересту в качестве обуви. Между тем, противников Сверре, организованных представителями Римско-католической церкви, называли баглерами, что происходит от норвежского “bagall”, что означает ”епископский жезл», отмечают авторы исследования.

В 1197 году, когда король Сверре проводил зиму в Бергене на западном побережье Норвегии, баглеры совершили внезапное нападение на замок Сверресборг, который монарх построил в 1180 году на территории нынешнего города Тронхейм. Согласно исследованию, армия Бейглеров проникла в крепость через потайную дверь, когда жители ужинали, и сожгла все внутри.

В тексте в одной строке упоминается “человек-колодец”: “Они взяли мертвого человека и бросили его в колодец, а затем завалили его камнями”.

Его останки были обнаружены под большими камнями во время раскопок колодца в 1938 году. Еще больше его костей было обнаружено при новых раскопках в 2014 и 2016 годах вдоль южной стороны колодца, включая части его левой кисти (левая рука отсутствовала) и черепа, которые исследователи обнаружили отделенными от тела.

Исследования, проведенные наряду с более поздними раскопками, показали, что кости принадлежали мужчине, которому на момент смерти было от 30 до 40 лет. Ученым было трудно определить, какая часть травм, зафиксированных на его костях, произошла после смерти, но, по мнению авторов исследования, травма тупым предметом задней левой части черепа, а также два острых пореза на черепе, вероятно, произошли до того, как он умер.

Для проведения последнего исследования Мартин и его коллеги хотели объединить исторический, археологический и генетический контекст останков Веллмена.

Первоначальный анализ с помощью радиоуглеродного анализа помог исследовательской группе подтвердить, что останкам Веллмена было около 900 лет, что соответствует хронологии из саги о Сверрисе.

По словам Мартина, команда надеялась секвенировать геном Здорового человека по его костям, учитывая, что они, по-видимому, были в хорошем состоянии, но, к удивлению, ДНК внутри них сохранилась плохо.

Ведущий автор исследования доктор Мартин Эллегаард из Норвежского университета науки и технологии вместо этого использовал образцы зуба для секвенирования генома, что позволило команде обнаружить, что у здорового человека, скорее всего, был средний оттенок кожи, голубые глаза и светлые или светло-каштановые волосы.

Исследователи совместно с Агнаром Хельгасоном сравнили геном «человека из колодца» с геномами анонимных современных норвежцев, хранящимися в справочных базах данных исландской компании deCODE Genetics, где Хельгасон возглавляет отдел антропологии.

Результаты показали, что «человек из колодца» был тесно связан с жителями южной Норвегии.

Разбитая армия короля Сверре прибыла из центральной Норвегии, в то время как баглеры, совершавшие набеги, были с юга.

“Самым большим сюрпризом для всех нас стало то, что человек из Колодца происходил не из местного населения, а скорее из определенного региона на юге Норвегии. Это говорит о том, что осаждающая армия сбросила в колодец одного из своих мертвецов”, — сказал Мартин.

Хотя невозможно предугадать истинные намерения баглеров, когда они бросили тело в колодец, в «Саге о Сверрисе» говорится, что налетчики хотели сделать замок непригодным для жизни и беззащитным для короля Сверре и его народа.

Помещение трупа в единственный близлежащий источник питьевой воды привело бы к загрязнению окружающей среды, которое могло бы усилиться, если бы «человек из колодца» был болен. При исследовании зубов скелета не было обнаружено патогенных микроорганизмов, но это могло быть связано с разрушительными методами, использованными при исследовании зуба.

Чтобы секвенировать геном «человека из колодца», исследователям пришлось удалить внешнюю поверхность зуба, чтобы избежать загрязнения, которое могло быть вызвано тем, кто ранее прикасался к нему во время раскопок, а затем измельчить половину зуба в порошок, что означает, что образец нельзя использовать для будущих тестов. Но можно было бы проверить и другие зубы из останков.

“Несмотря на то что у этого человека есть и другие зубы, нам необходимо рассмотреть вопрос о том, смогут ли новые методы в будущем предоставить дополнительную информацию по сравнению с тем, что доступно с помощью современных методов, — рассказывает Эллегаард. — Еще одним соображением является научная ценность, которую мы получаем. В данном случае у нас есть только одна сторона истории — сага, — у которой есть четкая цель, и поэтому здесь мы можем обосновать наш подход к подтверждению односторонне написанных слов, в отличие от того, если бы было доступно несколько записей или других источников данных”.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *